в

В Казахстане восстановлена самостоятельная специальность по дорожному строительству

Министерство транспорта и ветераны отрасли неоднократно поднимали вопрос о необходимости воссоздания отдельной специальности по транспортному или дорожному строительству в системе высшего образования РК и выделения целевого государственного заказа на подготовку специалистов-дорожников, сообщает Комитет автомобильных дорог министерства транспорта.

«Наша специальность долгие годы «сидела» в группе образовательных программ «Градостроительство, строительные работы и гражданское строительство». Так получилось, что в одно направление некогда свели все, что так или иначе связано со словом «строительство»: градостроительство, промышленное строительство, производство стройматериалов, строительство газонефтепроводов, железных дорог, мостов, тоннелей, а также автодорог и аэродромов», – говорит директор Центра развития компетенций АО «КаздорНИИ» Гулжамал Умарова.

При таком подходе студенты вузов получали знания по всем направлениям в формате «всего понемногу», а выпускники имели возможность выбирать из широкого списка специальностей и выбор обычно был не в пользу дорожного строительства.

Центр развития компетенций провел анализ, который показал, что половина выпускников устраивается на работу, никак не связанную со строительством, а остальные выбирают более престижные промышленное и гражданское строительство. В дорожное строительство молодые люди почти не идут. Исправить ситуацию могла бы отдельная грантовая квота для подготовки дорожников, а для этого соответствующую специальность нужно вывести из общей группы образовательных программ, считают специалисты.

Поэтому в течение 2023 года Минтранспорта, Министерство науки и высшего образования и КаздорНИИ провели большую совместную работу по возрождению самостоятельной образовательной программы «Транспортное строительство».

«Результаты нас радуют — теперь есть отдельная специальность и мы надеемся, что МНВО выделит государственные гранты в достаточном количестве. В феврале-марте мы провели анализ потребности в кадрах. Получилось, что дорожной отрасли сегодня требуется порядка 1,5 тыс. квалифицированных специалистов», добавила Умарова.

Для подкрепления намерений в начале текущего года Комитет автомобильных дорог по поручению министра транспорта сформировал специальную рабочую группу, в состав которой вошли сотрудники ведомства и представители  АО «КаздорНИИ», НК «Казавтожол» и Национального центра качества дорожных активов. В феврале делегация посетила ряд вузов города Алматы с целью установления и укрепления стратегического сотрудничества с образовательными учреждениями, а также обсуждения перспектив развития автодорожной отрасли.

Стоит также отметить, что для решения проблемы дефицита кадров научным институтом в прошлом году создан цифровой банк профессионалов дорожной отрасли. База дорожников Jolshy будет содержать информацию о всех специалистах дорожной отрасли – от выпускников вузов до ветеранов, работающих на строительстве и в проектировании и эксплуатации автодорог. В частности, будут отражены сведения о квалификации специалистов, опыте их работы, наличии сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации и т.д. При этом для работодателей предусмотрена возможность подбора нужных кадров.

Сейчас ведется заполнение базы и интеграция с другими государственными системами. Запуск базы в опытную эксплуатацию ожидается в ближайшее время.

Казахстано-американский проект «Оазис» призван восстановить экосистему Аральского моря

159 специалистов в 2024 году получат бюджетные кредиты и подъемные по программе «С дипломом в село!»»