Во всяком случае так сказано в Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года. Она опубликована министерством транспорта страны. В документе отмечено, что стратегической целью Концепции является содействие экономическому росту страны и повышению качества жизни населения через развитие доступных, эффективных и безопасных транспортно-логистических услуг с вхождением Казахстана к 2030 году в число региональных лидеров по уровню развитости транспортно-транзитного потенциала, обеспечивающего как внутренние, так и внешние потребности в эффективных перевозках.
Например, в автомобильно-дорожной отрасли политика развития сосредоточится на снятии инфраструктурных ограничений и нефизических барьеров для развития внутренних и международных автоперевозок наряду с мерами по повышению самоокупаемости дорожной инфраструктуры за счет дальнейшего развертывания систем взимания платы цифровизации процессов управления дорожными активами и перспективным переходом на полное самофинансирование работ по текущему ремонту и содержанию дорог. Повышение скорости доставки пассажиров и грузов, безопасности и комфорта пользователей будет реализовано через улучшение технического состояния транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных систем и цифровизацию услуг.
«Все международные автомобильные коридоры (13 тыс. км) будут приведены в соответствие с мировыми стандартами скорости, безопасности и сервиса, создавая возможности для привлечения дополнительных объемов транзитных грузов по направлениям «Север-Юг» и «Западная Европа – Западный Китай». Будет проведена модернизация свыше 50 автомобильных пунктов пропуска через государственную границу. Вдоль автодорог республиканского значения будет построено не менее 200 современных объектов придорожного сервиса, оснащенных инфраструктурой для полноценного отдыха, высокоскоростной связи и обогрева водителей в зимний период наряду с созданием сети зарядных станций для электромобилей. При этом 100% республиканских дорог (24,5 тыс. км) будут приведено к нормативному состоянию, обеспечивающему комфортный и безопасный круглогодичный проезд автотранспорта. Также, различными видами ремонтно-восстановительных работ будет охвачено не менее 30 тыс. км дорог областного и районного значения с приведением местной 90% сети к нормативному техническому состоянию. Таким образом, практически все населенные пункты страны будут обеспечены круглогодичным автотранспортным сообщением», — говорится в Концепции.
Авторы документа уверены, что на всех ключевых объектах транспортно-логистической инфраструктуры будет обеспечено стабильное покрытие сетью мобильной связи не ниже четвертого поколения (4G) с доступом к сети Интернет, что позволит предоставлять широкую линейку цифровых онлайн-сервисов для водителей и пассажиров. Будут существенно упрощены процедуры контроля при пересечении границы для автомобильных перевозок с объединением государственных услуг по принципу «единого окна». Казахстан присоединится к международной системе автострахования и перейдет на электронные накладные и системы обмена данными между таможенными органами. К 2030 году среднее время прохождения пунктов пропуска грузовыми АТС в экспортно-импортном сообщении не будет превышать 20 минут, в транзитном сообщении – не более 10 минут. Данный показатель будет достигнут, в том числе за счет внедрения принципа «Одна остановка» наряду с мерами по развертыванию средств совместного таможенного контроля приграничных стран на нейтральной территории.
«Наращивание экспорта груза автомобильным транспортом будет достигнуто через всемерную поддержку отечественных международных автомобильных перевозчиков в рамках программы «Свой груз – свое транспортное средство». Данная мера придаст импульс для активного вовлечения и продвижения отечественных услуг в торговых операциях с увеличением доли казахстанских грузовых автоперевозчиков на рынке транспортных услуг с 31% до, как минимум, 50%. С учетом зарождающегося мирового тренда начнется поэтапная подготовка транспортно-логистической инфраструктуры страны к эксплуатации высокоавтоматизированного и беспилотного автотранспорта, в том числе для обеспечения перспективных нужд грузовых транзитных автоперевозок. Устойчивое развитие систем городского пассажирского транспорта будет реализовано за счет поэтапного обновления подвижного состава современными комфортабельными транспортными средствами на альтернативных видах топлива, преимущественно на электрической тяге. В крупных городах повышение уровня сервиса на общественном пассажирском транспорте будет способствовать замедлению динамики роста интенсивности движения легкового автотранспорта и сопутствующей экологической нагрузки. В отрасли железнодорожного транспорта с целью развития транзита и удовлетворения спроса на внутренние перевозки будет реализована масштабная программа модернизации инфраструктуры, локомотивного и вагонного парка наряду с комплексными институциональными реформами и мерами по развитию конкурентного рынка», — отмечается в опубликованном документе.
Также продолжится пополнение парка отечественных авиакомпаний новыми воздушными судами через механизмы лизингового финансирования, что позволит повысить уровень безопасности полетов и в полной мере удовлетворить потребности населения и бизнеса в стабильных, безопасных и комфортных авиаперевозках. Либерализация рынка воздушных перевозок по опыту ЕС будет способствовать появлению новых низкобюджетных авиакомпаний, которые смогут эффективно конкурировать с национальными авиаперевозчиками, расширить круг потребителей и способствовать росту объема авиаперевозок и снижению стоимости билета. Сеть международных авиасообщений увеличится как минимум на 30 новых маршрутов. Наряду с этим продолжится развитие аэродромов для местных воздушных линий с возможностью приема воздушных судов массой от 10 до 50 тонн (Airbus 320, Boeing 737). Создание единого оператора по обеспечению авиационной безопасности повысит уровень безопасности стратегических аэропортов страны, будет благоприятствовать успешному прохождению международных аудитов и сделает возможным перспективный переход гражданской авиации Казахстана на европейскую модель обеспечения авиационной безопасности.
«К 2030 году транспортно-логистические коридоры, проходящие через Казахстан, будут в полной мере обеспечивать потребности экономики в транспортных услугах с учетом прогнозируемых изменений в структуре грузопотоков и растущего спроса на внутренние и транзитные перевозки в условиях геополитической и экономической » турбулентности». Страновой рейтинг Казахстана по показателю «Инфраструктура» в мировом рейтинге конкурентоспособности (WCR), ежегодно публикуемом международным институтом развития менеджмента (IMD), вырастет с 46 места в 2022 году до, как минимум, 39 места в 2030 году», — резюмируется в Концепции.