Такой вывод можно сделать, прочитав аналитический отчёт Комитета по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан по результатам социологического исследования «Оценка государственной политики в религиозной сфере населением Казахстана». Его целью было изучение общественного мнения об основных направлениях государственной политики в религиозной сфере и определение оценки эффективности ее реализации государственными органами.
По данным отчёта, уровень религиозности населения повысился на +0,3 % и достиг 86,8 % (3 кв. 86,5 %). Среди этносов уровень религиозности казахов составил 90,1 % (3 кв. 88,3 %), русских – 74,4 % (3 кв. 80,9 %), других этносов – 84,7 % (3 кв. 83,5 %) (по ответам: «Да, я практикующий верующий, строго соблюдаю все предписания и обряды», «Да, я верующий, но ограничиваюсь праздниками и соблюдением некоторых религиозных обрядов»). Из них практикующие верующие среди этносов: казахи – 27,2 %, другие этносы – 20,6 %, русские – 13,9 %. Напротив, среди верующих, которые, ограничиваются праздниками и соблюдением некоторых религиозных обрядов, высока доля других этносов – 64,1 % (русских 60,5 % и казахов 62,9 %). Среди русских (18,9 %) больше наблюдалось неверующих, которые соблюдают отдельные религиозные обряды.
«В разрезе регионов верующие, ограничивающиеся праздниками и соблюдением некоторых религиозных обрядов, живут основном в г. Шымкент 28 (77,6 %) и в Восточно-Казахстанской области (72,4 %); практикующие верующие, строго соблюдающие все предписания и обряды, живут в Атырауской (46,0 %), Актюбинской (38,9 %) областях. Неверующие, но соблюдающие отдельные религиозные обряды, живут в Павлодарской (24,6 %) и Костанайской (20,3 %) областях. Неверующие, которые не соблюдают религиозные обряды, это в основном жители Атырауской области(10,0%)», — указано в документе.
По мнению аналитиков, большинство участников исследования исповедуют религию, но не придерживаются конкретных религиозных норм и ценностей в качестве основных принципов своей жизни. Это можно рассматривать как свидетельство того, что страна является светским государством и придерживается дифференцированной политики. В связи с этим при оценке религиозности людей изучались выполнение ими ежедневных религиозных ритуалов, участие в деятельности религиозных организаций, чтение религиозных книг, разговоры о религии с окружающими.
Также по результатам исследования в 4 квартале не подтвердилось нарушение религиозных прав населения и молодежи, что свидетельствует об отсутствии существенных ограничений религиозных свобод. Но бытовая дискриминация среди населения на религиозной основе имеет место, отсюда возникает необходимость рассмотреть рациональные способы ее предотвращения.