Сейчас в Усть-Каменогорске проходит первый санкционированный властями митинг по ситуации с компанией БИПЭК АВТО, автозаводом АЗИЯ АВТО и с сотрудниками этих, уже не работающих предприятий.
Участники митинга переживают за судьбы администраторов и владельцев предприятия, которые по-прежнему находятся под следствием по уголовному делу о выводе имущества и активов, находящихся в залоге в Jusan Bank.
На митинге участники настаивают, что взаимоотношения между предприятиями должны рассматриваться в рамках гражданского, а не уголовного законодательства.
Собравшиеся говорят и о том, что захват бизнеса группы компаний произошел якобы при непосредственном участии органов госдоходов, нацбезопасности. Говорят и о фабрикации уголовных дел, предопределенных судебных решениях, отсутствии доказательств реального ущерба. Настаивают участники митинга и на том, что в отношении подозреваемых Потапова, Мандиева, Толстикова, Лобанова применялись незаконные методы расследования.
Говорят и о том, что антикоррупционной службой проводится расследование по факту рейдерства. Но расследования волокитятся, не приносят результата.
Участники митинга требуют прекратить производство по уголовному делу из-за отсутствия состава уголовного правонарушения.
Реальных результатов митинга вряд ли стоит ожидать. За исключением того, что его участникам вновь удалось напомнить о поистине трагических событиях, связанных с группой компаний БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО.
Напомним, как развивалась ситуация.
Начало конца было положено в феврале 2021 года.
Тогда Экономический суд Нур-Султана удовлетворил иск министерства индустрии и инфраструктурного развития о взыскании с АО «АЗИЯ АВТО» убытков в размере 173 млрд 979 млн тенге. В решении суда было отмечено, что в обмен на эту сумму, в соответствии с соглашением о промышленной сборке моторных транспортных средств 7 апреля 2017 года общество обязалось поэтапно в срок до 31 декабря 2020 года обеспечить запуск промышленной сборки транспортного средства модель LADA Vesta, где важным условием являлось условие о степени локализации производства, которая должна составлять 50%, а именно сварка, окраска и сборка кузова должны осуществляться на отечественном производстве. Планируемая мощность серийного производства — не менее 50 тыс. моторных транспортных средств в год. Но этого сделано не было.
Затем было открыто и уголовное дело, Анатолий Балушкин — главный из владельцев предприятия и основатель группы компаний, уехал из страны, топ-менеджеры предприятия были арестованы и помещены в СИЗО, где томились около года, лишь недавно их выпустили под домашний арест.
Один из подследственных после беседы с правоохранителями свёл счёты с жизнью.
Что за это время пережили их родственники лучше не представлять. Но они боролись, как могли – писали письма во все инстанции, проводили акции, пикеты и требовали разрешить провести им митинг. Они же открыто заявляли о том, что дело сфабриковано по поручению самого экс-председателя КНБ Карима Масимова. Кстати, после того, как его самого арестовали, топ-менеджерам и изменили меру пресечения.
Никакой информации о том, что улетевший из Казахстана Балушкин хоть как-то поддерживает своих работников не было, что очень странно, ведь арестовали их по большей части из-за того, что не задержали его самого. Он, впрочем, записывает видео о том, что борьба не закончена и компания ещё воспрянет. А также время от времени в российской прессе публикует довольно острые интервью с обвинениями в адрес тех, кого считает заказчиками произошедшей с предприятием трагедии.
Минус автозавод, относительно недорогие машины, рабочие места – что же дал населению спор между министерством индустрии и инфраструктурного развития и олигархом?
Кто бы в истории со спором между профильным министерством и группой компаний «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» ни был прав, пострадавшими в итоге оказались не только владельцы и топ-менеджеры предприятия, но и рядовые восточноказахстанцы.
Десяткам тысяч человек, прямо или косвенно принимавших участие в работе компании с её дилерскими центрами, домами и базами отдыха, санаториями и приобретением относительно недорогих автомашин, эта фирма была нужна.
Поэтому, когда как среди ясного неба грянул суд, в результате которого всё кануло в лету, основатель всего этого Анатолий Балушкин покинул Казахстан, а предприятия закрылись, сотрудники пострадали сильнее всех. И те 174 миллиарда тенге, которые государство может быть, получит, а может быть, и нет, распродав арестованные активы, не помогут потерявшим работу высококвалифицированным специалистам и членам их семей.
Что же теперь с людьми, у которых еще недавно была надежная и хорошо оплачиваемая работа в, казалось бы, стабильных и непотопляемых предприятиях?
10 февраля 2021 года группой компанией «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» было объявлено о высвобождении 1969 человек по Восточно-Казахстанской области.
Для оперативной межведомственной координации данного вопроса под председательством акима ВКО был создан областной штаб, в который вошли руководители группы компаний и уполномоченные государственные органы (включая областную прокуратуру, департамент экономических расследований, департамент юстиции, департамент государственных доходов, местные исполнительные органы).
58 процентов из высвободившихся впоследствии были трудоустроены при содействии органов занятости. Предприятия области предложили им рабочие места. Ничего важного не говорилось о размере заработных плат, возможном профессиональном росте и прочем. Но людям нужно где-то работать, и они пошли туда, куда им предложили.
Например, В ТОО «Казцинк» было трудоустроено 37 человек; ТОО «ЖБК» – 24; АО «УМЗ» – 23; АО «Кэмонт» – 16; ТОО «Компания Астер Авто» – 15; ТОО «Востоквзрывпром» – 13; ТОО «Эмиль» – 13.
Органами государственной инспекции труда была проведена проверка по своевременности и полноте выплаты заработной платы, компенсации за сокращение и неиспользованные трудовые отпуска работникам группы компаний. Установленная задолженность по заработной плате и компенсационным выплатам в сумме 584,4 млн. тенге перед 1144 работниками погашена в полном объеме. Кроме того, со стороны государства оказана помощь в виде социальной выплаты по потере работы для 897 человек. И это, не считая тех людей, что работали не на автосборке, ведь множество восточноказахстанцев трудились в туристском бизнесе группы.
«Окончательное решение по вопросу запуска завода АЗИЯ АВТО будет известно после завершения всех юридических и судебных процедур. Область заинтересована в возобновлении деятельности крупного автосборочного предприятия машиностроительной отрасли», — сообщил аким ВКО Даниал Ахметов.
Агентство по финансовому мониторингу между тем ждёт Анатолия Балушкина для дачи показаний. Они хотят подробно узнать о том, куда пропали 230 миллиардов тенге, которые были выделены для строительства завода по промышленной сборке автотранспортных средств с условием степени локализации производства 50%.
Там же очень хотят видеть генерального директора АО «АЗИЯ АВТО» Ерика Сагымбаева.
Это ещё не конец истории, несомненно мы ещё много услышим о Балушкине и судьбе группы компаний.