Отвечая на вопрос депутатов мажилиса страны, по поводу мер по увеличению контроля над теми, кто занимается возведением различных сооружений, первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр заметил, что в сфере земельных отношений внедрена комплексная градостроительная экспертиза, по которой все градостроительные документы (генеральные планы, планы детальной планировки и др.) будут проходить экспертизу в РГП «Госэкспертиза». По его мнению, это позволит предотвратить отклонения на этапе планирования и необоснованную корректировку градостроительных проектов (соблюдение норм призастройке территорий, нормы по озеленению, недопущение отклонений санитарно-защитных и экологических требований и др.).
«В связи с выявленными многочисленными нарушениями частных экспертиз, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в Правила определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и технологически сложным объектам, в части возврата в ведение государственной экспертизы социальных объектов и зданий с многочисленным одновременным пребыванием людей. Также, Правилами Министерства индустрии и инфраструктурного развития и положениями разрабатываемого Строительного кодекса предусмотрены нормы по проведению общественных обсуждений (заседание проводится МИО, по итогам которого принимается протокольное решение) при разработке, согласовании и утверждении градостроительных проектов, а также наделению компетенцией органов санитарно-эпидемиологической экспертизы и чрезвычайных ситуаций по их согласованию», — написал он.
Наряду с этим, в рамках законов «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и «Об общественных советах» местные исполнительные органы могут создавать градостроительные советы для обсуждения градостроительных проектов. Кроме того, для усиления государственного контроля в строительной сфере, законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ведения бизнеса» предусмотрены нормы по внедрению нового механизма контроля «мера оперативного реагирования». Новая форма контроля позволит (на основе данных информационных систем, сообщений в СМИ, проводимого мониторинга и т.д.) своевременно проводить инспектирование за качеством строительства и пресекать нарушения (от приостановки строительно-монтажных работ до лишения разрешительных документов).
Принятие законопроекта ожидается в текущем году.
«В рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования сферы строительства и долевого участия в жилищном строительстве» предусмотрены поправки, которые позволят усилить камеральный контроль и ответственность органов ГАСК, исключить начало строительства без разрешительных документов. В свою очередь, в целях повышения прозрачности строительных процедур внедрена единая информационная система «eQurylys», позволяющая автоматизировать ежедневную работу субъектов строительства (заказчик, подрядчик, авторский и технический надзоры и другие) и сигнализировать контролирующим органам о нарушениях. Помимо того, в настоящее время обсуждается вопрос внесения в законодательство поправок по усилению государственного контроля на стадии строительства и приемки в эксплуатацию с внедрением механизма «планового инспектирования объектов», а также участию органов ГАСК и других заинтересованных органов в приемке объектов в эксплуатацию с выдачей заключения о соответствии и готовности», -резюмировал первый зампремьера.
Вышеперечисленные подходы и принимаемые меры в строительной отрасли позволят обеспечить прозрачность производственных процессов, ужесточить контроль, повысить качество и ответственность участников строительства.
Относительно вопроса подведения инженерно-коммуникационной инфраструктуры к земельным участкам под индивидуальное жилищное строительство отмечается, что в 2022 году, с учетом уточнений и корректировок, общая сумма на строительство ИКИ составила 116,4 млрд тенге, из них 51,8 млрд тенге были направлены на обеспечение ИКИ земельных участков под ИЖС. За счет данных средств планировалось обеспечить ИКИ 49,6 тыс. земельных участков. Освоение по итогам года составило 48,7 млрд тенге или 94%.
В связи с ростом цен и соответствующих корректировок проектов за счет данных средств было обеспечено ИКИ только 24,9 тыс. земельных участков. Оставшиеся участки будут обеспечены в текущем году за счет дополнительного финансирования из республиканского и местного бюджетов. В целом, вопросы по совершенствованию сферы экспертизы и строительства находятся на контроле.