Во встрече приняли участие более 120 человек, включая Президента ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» Бану Нургазиеву, депутатов Мажилиса Парламента РК Альберта Рау и Нуржана Ашимбетова, представителей Ассоциации торговых сетей, руководителей крупных торговых сетей со всей страны, владельцев торговых рынков, а также представителей профильных ассоциаций в сфере отечественных товаропроизводителей и Национальной палаты предпринимателей.
Открывая мероприятие, министр подчеркнул, что обеспечение продовольственной безопасности, стабильности цен и доступ отечественных производителей к торговым полкам — это стратегические задачи, стоящие перед Правительством, которым особое внимание уделяет Глава государства. Министерством реализуются комплексные меры, направленные на снижение импортозависимости, развитие собственной торговой марки (СТМ) и формирование конкурентоспособной торговой экосистемы в стране.
«По экономическому вкладу торговля занимает второе место в ВВП с долей 16,5%, обеспечивая занятость для более чем 1,5 миллиона человек. Внутренний товарооборот за последние пять лет вырос почти на 80% и в 2024 году составил 70,7 трлн тенге. Эта динамика подтверждает, что торговля это не просто посредничество, а ключевой сектор, формирующий устойчивый средний класс и новые форматы потребления», — отметил Арман Шаккалиев.
Министр торговли выразил благодарность бизнесу за проявленную социальную ответственность в рамках акции «Береке Fest». Торговые сети организовали специальные уголки, обеспечили прямые поставки мяса и продукции СЗПТ от агрофирм, участие приняли более 80 торговых сетей. В преддверии Дня Республики во всех крупных ТРЦ и на онлайн-площадках пройдут скидки на широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, при этом был обсуждён формат проведения акции.
Для упрощения взаимодействия производителей с торговыми сетями и маркетплейсами создаётся «Единое окно» заявок на базе QazTrade, которое будет интегрировано с Реестром отечественных товаропроизводителей. Это решение обеспечит оперативный и прозрачный доступ продукции на рынок.
Также большое внимание уделяется вопросам справедливых арендных отношений. Новыми правилами закреплены требования к заключению договоров аренды с фиксированными условиями, ограничением на пересмотр арендных ставок не чаще одного раза в год и обязательным уведомлением за полгода.
На встрече представители сетей Magnum и SMALL&SKIF поделились успешным опытом в развитии собственных торговых марок (СТМ). Это направление становится ключевым стратегическим в рознице, позволяя укреплять лояльность покупателей и усиливать конкурентные позиции.
СТМ — это товары, представленные эксклюзивно в рамках одной сети. Они отличаются доступной ценой (на 10–20% ниже аналогов), высоким качеством и охватывают все ценовые сегменты от эконом до премиум.
Сеть SMALL&SKIF делает ставку на сотрудничество с отечественными производителями, что помогает обеспечивать качество, поддержку локального бизнеса и создание уникального предложения для покупателей. В Magnum развитие СТМ демонстрирует впечатляющие результаты: за 5 лет доля таких товаров в обороте сети выросла с 1,7% до 11,9%. Сеть работает с 71 производителем в 18 городах, развивая устойчивую цепочку поставок и усиливая локальное присутствие.
Базовая ставка НДС установлена на уровне 16%, при этом малый бизнес, работающий по специальным режимам, освобождён от его уплаты. Также сохраняются налоговые преференции для самозанятых и переработчиков, в том числе возможность отсрочки по НДС на импортируемое сырьё, используемое для внутреннего производства.
«Если бизнес работает для населения, предоставляет простые услуги, мелкую торговлю упрощенка сохраняется. Если же бизнес обслуживает компании, работает с госзаказом, строит крупные объекты, или у него большие обороты — это уже другой уровень. Там должен быть полноценный налоговый учет. Мы также исходили из прозрачности. Чем проще деятельность, тем легче администрировать через упрощенку», — отметил в своем выступление вице-министр национальной экономики Ерлан Сагнаев. После обсуждения ключевых направлений поддержки внутреннего рынка, Президент ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» Бану Нургазиева отметила важность консолидации усилий всех сторон.
«Сегодня собрались профильное НПО, ассоциации, отечественные производители. Действительно, продовольственная безопасность это главная составляющая. Мы хотим, чтобы отечественная продукция была действительно в приоритете, хотим получать здоровую продукцию. Отечественная продукция пользуется большим спросом, обладает хорошим качеством. В тандеме государственный орган, бизнес и гражданский сектор вместе можем поднимать и развивать отечественное производство», — подчеркнула она.
В завершение встречи участники выразили готовность к дальнейшему сотрудничеству, отметив важность регулярного диалога между государством, бизнесом и гражданским обществом для формирования справедливого, конкурентного и прозрачного рынка в интересах всех граждан страны.