В своём запросе заместителю премьер-министра РК ряд парламентариев пишет, что за 2021-2023 годы, в рамках сельской квоты завершили обучение 7771 человек, из них 2606 человек трудятся в сельской местности, а 3601 человек были освобождены от выполнения обязательств в соответствии с условиями, установленными Законом «Об образовании». Из 1564 человек, имеющих задолженность перед государством, решения судов вынесены в отношении лишь 36 человек.
«Полученные данные свидетельствуют о недобросовестном отношении уполномоченного органа к бюджетным средствам. Исходя из представленных данных, учитывая, что 1528 человек имеет задолженность перед государством, общая сумма задолженности только за три года предположительно может составлять сумму свыше трех миллиардов тенге с учетом минимальных затрат на обучение одного студента. Чем же обусловлено затягивание процесса взыскания задолженности у указанных лиц? Вместе с тем, уполномоченный орган, представил статистические данные только по тем лицам, которые получили гранты по сельской квоте и завершили свое обучение. А как быть с лицами, получившими гранты по сельской квоте и не завершивших свое обучение? Сколько таких граждан и какова сумма их задолженности перед государством?», — возмущены народные избранники.
Депутаты считают, что надлежащее взыскание суммы задолженности у указанных лиц привело бы к выделению дополнительных средств на восстановление устаревших лабораторий университетов и исследовательских центров, на создание инженерных школ на базе региональных ВУЗов, а также на развитие региональных ВУЗов. В 2021 году 16%, в 2022 году 35%, в 2023 году 26% грантов по сельской квоте для граждан, предназначенных для обучения по образовательным программам, способствующим социально-экономическому развитию села, остались неосвоенными. В 2021 году 32%, в 2022 году 27%, в 2023 году 23% абитуриентов не набрали пороговый балл или же выбрали другие специальности, не входящие в сельскую квоту.
“Из этого следует, что абитуриенты не идут на специальности, выделенные для грантов по сельской квоте. Хотелось бы узнать, какие меры предпринимает уполномоченный орган для привлечения и стимулирования абитуриентов к поступлению на образовательные программы, способствующие социально-экономическому развитию села? Вместе с тем, как отметил глава государства, стремительно растет потребность в кадрах «зеленой» энергетики, изменения климата, сбережения водных ресурсов. Поэтому мы считаем, необходимым расширить перечень образовательных программ по сельской квоте, включив в него гранты по инженерно-техническим, метеорологии, статистике, и другим востребованным специальностям», — считают подписавшиеся под запросом.