Конфликт вокруг автобусного сообщения в микрорайоне Аблакетка Усть-Каменогорска в ноябре текущего года вновь взбудоражил общественность. Жители этого отдалённого района давно жаловались на перебои в общественном транспорте. Автобусы постоянно опаздывали, регулярно были переполнены, часть маршрутов обслуживалась из рук вон плохо. В конце осени проблема перешла в активную фазу: население добилось смены перевозчика, а между «старым» и «новым» оператором началась жёсткая конкуренция. Но получили ли люди действительно «нормальное» автобусное сообщение?
Последний осенний месяц ознаменовался для ТОО «Бахытжол», обслуживающим маршруты по направлению посёлка Аблакетка выдался жарким. Инициативная группа добилась того, чтобы на них обратили внимание в акимате Усть-Каменогорска. Чиновникам удалось доказать, что автобусы не соблюдают график практически постоянно и сделать с этим ничего нельзя.
«По последнему судебному решению, действующий перевозчик был обязан выполнять регулярность не менее 85%, что на протяжении последних четырех месяцев после решения суда не соблюдалось. Регулярность показана в районе 60-65%, она самая низкая по областному центру. Мы уже готовились к замене перевозчика», — сообщал на встрече с населением заместитель акима города Абзал Маулетханов.
Затем в акимате областного центра заявили, что расторгают договор с действовавшим перевозчиком ТОО «Бахытжол» и заключают соглашение с новой компанией — RTT Group, у которой, по данным властей, имеется достаточное число автобусов, и они соответствуют требованиям. По словам лидера инициативной группы Веры Томской, в течение четырёх лет жители вынуждены были ездить в тяжёлых условиях: по часу ждать автобус на остановке, пользоваться старенькими «ПАЗами», терпеть постоянные поломки и иногда добираться на такси.
Инициативная группа неоднократно обращалась в суд и выигрывала процессы, однако, как отмечает Томская, ТОО «Бахытжол» всё равно не выполняло условия медиативного соглашения и не выпускало нужное количество автобусов. После обращений в отдел ЖКХ и акимат перевозчика заменили.
Конфликт на линии: автобусные «гонки» и ДТП
Несмотря на официальную смену перевозчика, ТОО «Бахытжол» сразу не ушло с маршрутов. Их автобусы продолжали выходить на линию, что породило серьёзную конкуренцию и даже аварии. 17 ноября 2025 года произошло ДТП: автобус RTT Group, по данным полиции, столкнулся с автобусом «Бахытжол». В результате столкновения пострадала пассажирка. Отдел ЖКХ акимата пояснил, что уведомил «Бахытжол» о расторжении договора и отозвал у них свидетельство на пассажирские перевозки, а также отключил систему безналичной оплаты в их автобусах (валидаторы). Тем не менее, бывший перевозчик продолжал работу: акимат утверждает, что полиция уже привлекала к ответственности водителей «Бахытжол», автобус был помещён на штрафстоянку за незаконный выход на линию.
Затем сотрудники ТОО «Бахытжол», лишившегося контракта на перевозку пассажиров, обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву. В своём обращении, размещённом в Instagram-аккаунте предприятия, они отмечали, что работали стабильно, пока маршруты не были переданы перевозчику из другого региона. Сотрудники заявляли, что остались без работы: в течение многих лет трудились на предприятии, имели кредитные обязательства и рассчитывали на дальнейшую занятость. Они также выражали недовольство решением акимата выбрать не местного перевозчика. По их словам, претензии жителей Аблакетки к нерегулярному движению автобусов не учитывали объективных сложностей маршрута: подъёмов, узких дорог и сложных зимних условий. Работники также полагали, что негативное отношение жителей к компании могло быть сформировано при участии местных властей.
Реакция жителей: надежды и сомнения
Между тем часть жителей Аблакетки считают своё достижение, смену перевозчика, большой победой. Тем более, что по информации представителей ЖКХ, новый перевозчик RTT Group вышел на линии с 18 автобусами, многие из которых — относительно новые. Некоторые жители уже отмечают улучшения: они рассказывают, что теперь автобусы «ходят достаточно интенсивно» и «не приходится стоять полтора часа». Однако остаются скептики: есть свидетельства, что, несмотря на обещанные 18 машин, реально в работу выходит лишь часть, а интервалы всё ещё могут быть большими, особенно в часы пик. Не обошёл вниманием происходящее и аким Восточного Казахстана Нурмыбет Сактаганов. Выступая на брифинге в службе центральных коммуникаций, он подчеркнул, что субсидирование регионального автобусного сообщения за последний год выросло практически в два раза, но жалобы от жителей Аблакетки продолжали регулярно поступать:
«Жители отдаленного района города в течение четырех лет высказывали недовольство перевозчиком. Он не исполнял своих обязательств. Процент выхода на линию был не больше 60%. Его неоднократно привлекали к ответственности. В связи с этим было принято решение привлечь нового автоперевозчика. Он прибыл с 18 новыми автобусами, сразу вышел на линию. Сейчас вопрос о работе находится на решении в правовом поле. Эти меры направлены исключительно на повышение качества пассажирских перевозок, снижение износа транспорта и создание конкурентной среды, где выигрывают, прежде всего, жители. Как отметил президент Касым-Жомарт Токаев, на рынке должны работать честные и добросовестные предприниматели, и государство должно им помогать. Мы придерживаемся именно этого подхода».
Экономика и субсидирование перевозок
Акимат Усть-Каменогорска также отмечает, что перевозчики получают существенные субсидии из городского бюджета и это накладывает на них определённые обязательства. В частности, одним из ключевых условий получения субсидии является соблюдение регулярности движения и обновление автопарка: старые автобусы (старше определённого возраста) нежелательны. Чиновники заявляют, что у «Бахытжол» не было нужного количества современных автобусов: только шесть машин моложе семи лет, тогда как по договору нужно было больше.
Социальное измерение конфликта
Думается, что для жителей Аблакетки вопрос автобусов, это не просто удобство, а тема социальной справедливости. Люди в основной своей массе хотят не просто нового перевозчика, а гарантий, что обещания (интервал, количество машин, состояние автобусов) будут соблюдаться на деле, а не только на бумаге. Вообще же в Усть-Каменогорске создаётся прецедент: если перевозчики не соблюдают условия договора и продолжают работать незаконно, они могут быть физически удалены с маршрутов. В теории это повышает шансы для стабильной работы нового оператора.
Можно констатировать: ситуация на Аблакетке действительно меняется, и многие шаги направлены в сторону улучшения автобусного сообщения. Смена перевозчика, судебное вмешательство, жёсткий контроль со стороны акимата и полиции, всё это даёт реальные основания для оптимизма. Однако риски остаются значительными: конкуренция с бывшим оператором, недостаточная численность автобусов, необходимость строгого исполнения договора: всё это может поставить под угрозу обещания.
Однако если власти и перевозчик сумеют обеспечить выход достаточного числа автобусов (не менее заявляемых 18), соблюдение регулярности (не менее 85%), качественное обновление автопарка и контроль безопасности, то люди могут рассчитывать на достойное и стабильное автобусное сообщение. Но до окончательной гарантии ещё далеко.


