Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан опубликовало ежегодный отчет по реализации национального проекта по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2025 годы. В нём много интересного. Приведём ряд выдержек. Например, задача по повышению производительности труда в 2,5 раза.
«Производительность труда на 1 занятого в сельском хозяйстве по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК (далее – БНС АСПР) за 9 месяцев 2023 года увеличился на 93,3 % и составил 2 811,3 тыс. тенге (за 9 месяцев 2022 года – 2 780,9 тыс. тенге). Окончательные годовые данные будут сформированы и опубликованы БНС АСПР 1 июля 2024 года. В целом, в целях достижения данного индикатора МСХ будут продолжены работы по внедрению современных технологий», — говорится в отчёте.
Также по плану нужно было приобрести 325 дождевальных машин. Закупили 240.
«В 2023 году на реализацию 240 инвестиционных проектов по паспорту проекта № 11 «Внедрение водосберегающих технологий орошения с созданием и расширением инфраструктуры для забора и подачи воды» было направлено 18,4 млрд. тенге. При составлении плана по количеству приобретаемых дождевальных машин, учитывалась охватываемая площадь оборудования. До 2022 года в основном приобретались дождевальные машины барабанного типа, охват которых составляет до 25 га. На сегодняшний день фермерами проявляется заинтересованность в приобретении дождевальных установок с охватом от 50 до 150 га. При этом стоит отметить, что площадь орошаемых земель где внедрены водосберегавющие технологии увеличилась на 33,2 тыс. га (план перевыполнен на 12,2 тыс. га или 104%)», — указано в документации.
Заметим, что по информации того же Минсельхоза, в целях стимулирования фермеров к внедрению водосберегающих технологий внесены изменения в Правила субсидирования стоимости услуг по подачи воды в части дифференциации размера субсидий на 1 м3 приобретенной поливной воды в зависимости от способа полива. То есть субсидии на прежнем уровне будут получать только фермеры, применяющие водосберегающие технологии.
Также прорабатывается вопрос по увеличению норматива субсидирования затрат на 80% при инвестиционных вложениях на приобретение и установку водосберегающих технологий, а также на инфраструктуру по всему паспорту, где 30% будут субсидироваться из местного бюджета.
Далее — внедрение эффективных методов селекции, стимулирование в фермерских хозяйствах селекционной и племенной работы в коневодстве и верблюдоводстве. В соответствии с действующими Правилами субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, субсидирование отрасли коневодства и верблюдоводства осуществляется по трем направлениям:
1) приобретение племенных производителей (по нормативу 100 тыс. тенге за голову);
2) удешевление стоимости производства и переработки верблюжьего/кобыльего молока (55 и 60 тенге/килограмм);
3) субсидирование удешевления стоимости кормов для маточного поголовья (нормативы, критерии и сроки субсидирования определяются и утверждается постановлением местного исполнительного органа).
По ним в 2023 году на субсидирование развития верблюдоводства было предусмотрено 859,5 млн. тенге, на коневодство 1 348,9 млн. тенге. В настоящее время МСХ завершена работа по совершенствованию системы субсидирования АПК. В ходе работы были предложены несколько вариантов реформирования, в том числе и исключение товарно-специфических субсидий. Однако, предложенные варианты не были поддержаны агробизнесом, фермерское сообщество настаивало на сохранении действующей системы субсидирования. По итогам проведенной работы принято решение сохранить все действующие виды субсидирования верблюдоводства и коневодства. Помимо этого, отрасль будет поддерживаться за счет обводнения пастбищ посредством субсидирования стоимости бурения скважин и строительства колодцев (возмещение 50% затрат) в рамках инвестиционного субсидирования. Наряду с этим, в рамках инвестиционного субсидирования предусмотрено возмещать 25% инвестиционных вложений стоимости кормозаготовительной техники. Эти меры господдержки распространяются и на эти отрасли. В то же время следует отметить, что продукция верблюдоводства/коневодства не относится к категории социально-значимых продовольственных товаров и по ней нет импортозависимости. К тому же на верблюжье молоко и верблюжатину нет спроса на экспортных рынках. В этих условиях дальнейшее усиление мер господдержки отрасли верблюдоводства на фоне существующих проблем по другим импортозависимым и экспортоориентированным позициям сельского хозяйства страны было бы целесообразным с точки зрения эффективного использования бюджетных средств. Исходя из этого делаем вывод, что дальнейшее усиление мер господдержки отрасли верблюдоводства и коневодства не предусматривается.
Что касается планов обеспеченность продовольственными товарами (в том числе социально значимыми) на уровне 80 % внутренний рынок, то здесь такие данные:
«Обеспеченность внутреннего рынка по основным видам продовольственных товаров (29 видов), включая 19 видов социально значимых продовольственных товаров за счет отечественного производства составляет 80 и более процентов. Из них по 10 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более (мука пшеничная, соль, хлеб, рис, макароны, масло подсолнечное, картофель, баранина, говядина, морковь), по 14 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более (яйца куриные, огурцы, конина, томаты, молоко, крупа гречневая, капуста, перец, свинина, лук, свекла столовая, кисломолочные продукты, масло сливочное, яблоки). По предварительным расчетам, по отдельным товарам доля отечественного производства во внутреннем потреблении все еще остается на небольшом уровне. В частности, это – мясо птицы (73%), колбасные изделия (60%), рыба (60%), сыры и творог (46%), сахар (44%)».
По указанным товарным позициям Министерством ведется системная работа по увеличению объемов производства и импортозамещению. Показатели по импортозависимым продтоварам известны за 2023 год. Произведено 43,8 тыс. тонн сыров и творога, что больше на 10,3% по сравнению 2022 годом (2022 г. – 39,7 тыс. тонн). За 2023 года импорт составил 55,2 тыс. тонн (2022 г. – 35,3 тыс. тонн), экспорт составил – 3 тыс. тонн (2022 г. – 2,7 тыс. тонн). В рамках мер по увеличению производства сыров и творога в 2023 году введено в эксплуатацию 21 проект по молочно-товарным фермам на сумму 26,6 млрд. тенге мощностью на 8 650 голов маточного поголовья КРС. Для обеспечения молокоперерабатывающих предприятий качественным и доступным сырьем осуществляется субсидирование сельхозтоваропроизводителей на объем молока, сданного берерабатывающим предприятиям, а также субсидирование самих перерабатывающих предприятий на закуп сырья для глубокой переработки. Производство мяса птицы за 2023 год составило 328,6 тыс.тонн, что больше на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2022 г. – 288,7 тыс. тонн). За 2023 года объем импорта мяса птицы составил – 152,4 тыс. тонн (2022 г. – 157 тыс. тонн). При этом, за указанный период экспорт составил 31,4 тыс. тонн, что в 2 раза больше уровня аналогичного периода 2022 года (2022 г. – 14,7 тыс. тонн). На сегодняшний день для уменьшения импортозависимости по мясу птицы введено в эксплуатацию 5 проектов на сумму 89 млрд. тенге. Производство колбасных изделий составило 67,3 тыс. тонн, что больше на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2022 г. – 66,7 тыс. тонн). За 2023 года экспорт составляет 0,3 тыс. тонн (2022 г. — 0,2 тыс. тонн), импорт составил – 45 тыс. тонн (2022 г. – 42,6 тыс. тонн). В рамках мер по увеличению производства колбасных изделий по состоянию в 2023 году введен в эксплуатацию 1 проект на сумму 0,1 млрд. тенге. Производство сахара составило 223 тыс. тонн, что 27% ниже показателя аналогичного периода 2022 года (2022 г. – 282,8 тыс. тонн). За 2023 года экспорт составляет 19 тыс. тонн (2022 г. – 0,1 тыс. тонн), импорт составил – 303 тыс. тонн (2022 г. – 279,5 тыс. тонн).