Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан опубликовало перечень базовых инициатив «умного» города. О разработке этого перечня SOZmedia сообщал в декабре прошлого года.
В сфере безопасности это:
- Ежегодное увеличение видеокамер с элементами видео аналитики;
- Наличие системы фиксации нарушений на дорогах;
- Безопасность в государственных учреждениях образования, которая включает в себя систему контроля и управления доступом, систему видеонаблюдения с выводом в Центры оперативного управления департаментов полиции, тревожная кнопка с выводом в Центры оперативного управления и дежурных частей органов внутренних дел.
- Централизованная система предупреждения пожаров на объектах УТО (с выводом в ДЧС и пожарные службы, наличие датчиков с автоматическим уведомлением экстренных служб).
В социальной сфере:
- Омниканальность записи в поликлиники (возможность выбора записи посредством разных платформ, в том числе медицинские информационные системы, портал «электронного» правительства, интернет-ресурс медицинского учреждения, службу 109 и так далее);
- Применение искусственного интеллекта в здравоохранении для диагностики и раннего выявления заболеваний.
В сфере транспорта и логистики:
- Электронная система оплаты проезда (различные способы оплаты, включая транспортную карту, QR-код, бесконтактную технологию НФС (NFC), SMS, банковские карты банков второго уровня, мобильное приложение и другие);
- Система диспетчеризации общественного транспорта (наличие функционала автоматического выявления отклонения от графиков маршрутов, раннего схода с маршрута, системы отчетности с регулярной периодичностью для своевременного анализа и оценки работы городского общественного транспорта);
- «Умные» остановки (включающие информативное табло с динамической информацией о графике маршрутов, наличие камер видеонаблюдения, доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi) и прочее;
- Мониторинг качества автодорог (построение цифровой карты состояния автодорог);
- Управление городским парковочным пространством (включает функционал онлайн-карты парковок, возможности безналичной оплаты);
- Система управления дорожным движением в городе (повышение пропускной способности перекрестков за счет автоматизации систем и процессов управления дорожным движением, объединения инфраструктуры дорожно-транспортной сети в единую систему).
В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- Автоматизация жилищных/коммунальных услуг (наличие портала, возможность предоставления услуг в проактивном режиме, широкий охват поставщиков коммунальных услуг);
- Единый расчетный центр;
- «Умное» освещение (дистанционное управление освещением с мониторингом, адаптивное совещание и энергосбережение);
- Дистанционный учет коммунальных ресурсов (приборы учета воды, тепловой и электрической энергии с дистанционной передачей данных, наличие информационной системы по передаче и управлению данными от потребителя до поставщиков коммунальных услуг);
- Цифровой учет зеленых насаждений (схематический документ размещения зеленых насаждений с указанием количественного и видового состава);
- Оцифровка контейнерных площадок (контроль наполняемости посредством датчиков/видеомониторинга с аналитикой, наличие QR-кода для обращения в службу 109);
В сфере инновационной экосистемы:
- Функционирование регионального IT-хаба (акселерационные, инкубационные программы и иные мероприятия);
- Функционирование школ программирования (ваучеры, платные услуги);
- Филиал и/или представительство Федерации спортивного программирования (наличие филиала и/или представительства, участие в мероприятиях национального и международного уровней).
В сфере управления городом:
- Служба-109 (Единый контакт-центр 109) (омниканальность, наличие базы знаний, доступ к городским системам видеонаблюдения);
- Ситуационный центр (аналитические кейсы, принятие управленческих решений на основе данных);
- Региональная геоинформационная система (соответствие минимальным требованиям по геопорталам).