В министерстве экологии и природных ресурсов Республики Казахстан в ответе на запрос мажилисменов о проблемах твердых бытовых отходов сообщили, что Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в целях определения уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, а также для разработки комплексных мер, направленных на защиту и развитие конкуренции проведен анализ на рынке по сбору, вывозу, сортировке и захоронению твердых бытовых отходов за период 2020, 2021 годы и 8 месяцев 2022 года.
По итогам анализа установлено, что рынок этот является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. В целях обеспечения равного доступа и дальнейшего развития конкуренции на рынке, министерством совместно Агентством разрабатывается Дорожная карта по развитию конкуренции в сфере ТБО, в рамках которого будет предусмотрены критерии отбора по определению потенциальных участников рынка ТБО по итогам конкурса, установление единого типового договора на сбор и транспортировку ТБО, регламентирование срока действия заключаемых договоров с поставщиками услуг по сбору, вывозу и захоронению ТБО не более 10 лет, регламентирование разделения границ рынка по сбору, вывозу ТБО (по районам и участкам) в городах областного, республиканского значения по лотам.
«В рамках Дорожной карты будут проработаны вопросы пересмотра тарифа ТБО 1 раз в 2 года с учетом ежегодной индексации, включение в Комплексный план приватизации организации с государственным участием осуществляющие услуги по сбору, вывозу ТБО с хорошо развитой конкуренцией. Вместе с тем, министерством в рамках нового Экологического кодекса создана законодательная база по раздельному сбора ТБО. Так, согласно ст. 321 Экологического кодекса РК раздельный сбор осуществляется по «сухой» (бумага, картон, металл, пластик и стекло) и «мокрой» (пищевые отходы, органика и иное) фракциям. Кроме того, утверждены Требования к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности», — ответили в ведомстве.
Что касается вопросов тарификации за вывод ТБО с включением дифференциации за разделение отходов и реализации в городах программы по созданию стимулов для бизнеса и населения к раздельному сбору мусора, то, по требованиям к раздельному сбору отходов местные исполнительные органы организуют централизованную систему сбора отходов в том числе путем организации установки необходимого количества контейнеров для раздельного сбора на контейнерных площадках в соответствующем населенном пункте, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.
«Физические лица, проживающие в жилых домах, обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги за транспортировку отходов согласно утвержденным местным представительным органом тарифам. При этом, внедрение дифференцированных тарифов разделение отходов вызывает сложности в связи с вопросом администрирования данного процесса. В этой связи, в целях стимулирования населения к раздельному сбору ТБО на местах создаются пункты приема вторичного сырья, куда населения сдают вторсырье за определенную цену. На сегодняшний день по республике функционируют свыше 400 пунктов приема вторсырья, а также постепенно устанавливаются фандоматы», — считают в министерстве.
Внесены поправки в Экологический кодекс РК по утверждению порядка реализации функции оператора расширенных ответственности производителей (импортеров) по организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов и соответствующих размеров денежных выплат. После принятия соответствующих изменений, механизм стимулирования специальных предприятий в сфере управления отходами (EcoQoldau) в рамках механизма расширенных ответственности производителей (импортеров) планируется перезапустить.