в

Заколдованный круг – запреты нелегалам ухудшат жизнь пассажирам, а официальные перевозчики не смогут быстро сравниться с ними

Отношение к существованию нелегальных, то есть, по сути, никем не регулируемых и с минимальной ответственностью за жизнь и здоровье пассажиров, перевозчиков кардинально разные у властей и у самих нелегалов. При этом их потенциальные пассажиры порой поддерживают именно практику нелегальных перевозок, хотя бы потому, что при всех очевидных недостатках, они есть и способны довезти пассажира от точки до точки там, где официальных перевозчиков либо нет, либо с ними поездка обходится дороже.

Чиновники хотят зарегулировать работу таких таксистов и ограничить их возможности. Потому что они способны довести до банкротства официальных перевозчиков – тех, кто уже регулируется государством, отвечает за график работы, за жизнь и безопасность пассажиров.

Вчера министр транспорта Марат Карабаев на пресс-конференции в правительстве озвучил, что планируется ввести ограничение для водителей такси – с запретом на поездки более 50 километров.

Министр транспорта отметил, что новая норма зарекомендовала себя в ряде стран.

— Есть опыт стран, когда такого вида агрегаторы имеют право довозить до 50 км, не больше. А все остальное должно переходить на регулярные автобусные сообщения. То есть, у InDrive и других агрегаторов не будет возможности осуществлять поездки на расстояние свыше 50 километров, – сказал Марат Карабаев.

Причины очевидны: нелегальные перевозчики работают без лицензии, не платят налоги, не оформляют билеты и страховки на случай ДТП, не проходят медосмотр. К тому же не соблюдают и режим работы – такие водители способны работать сутками, потому что так можно больше заработать, а в результате порой засыпают за рулем или теряют бдительность от усталости. О том, насколько рискуют пассажиры с таким водителем, и говорить не приходится.

Причем, сами таксисты говорят, что не против работать легально, но их не устраивают зарплаты. С помощью агрегаторов можно заработать в разы больше.

Чиновники сложность проблемы понимают.

Абай Абатов, заместитель руководителя инспекции транспортного контроля ВКО, соглашается с тем, что для пассажиров в моменте гораздо удобнее набрать с телефона, сделать заявку и довольно быстро добраться от одной точки к другой. При этом как раз вопросы безопасности пассажира для них не имеют серьезного значения… пока не случаются ДТП, в которых пассажиры пострадают.

— Официальные перевозчики, конечно, отстают. Потому что нужно прийти покупать билеты, приходить в автовокзал, выстаивать в очереди. Периодически рабочая группа проверяет все стихийные автостоянки, за перевозку пассажиров без соответствующих документов нелегальным перевозчикам грозят крупные штрафы, но это  бизнес не останавливает, даже заплатив штраф, зарабатывают нелегальные перевозчики гораздо больше? – рассказывает Абай Абатов.

 

Усть-каменогорские таксисты в штыки восприняли желание чиновников установить над ними контроль. Для них это значит, что междугородние перевозки пассажиров станут невозможными.

— Таксую уже десять лет, в пандемию только благодаря такси многие могли добраться в отдаленные населенные пункты. Да и сейчас горожане неохотно идут на автовокзал. Какой запрет на 50 километров? У нас летом популярные маршруты Сибины, Бухтарма, Таинты — все они дальше пятидесяти километров, и как люди будут добираться? Официалов не хватит, у пассажиров будут проблемы с тем, как добраться хотя бы в те же зоны отдыха. Только такси. Но у нас запреты придумывают, не глядя на реальную обстановку, — пояснил таксист Камиль Енкежай.

Его поддержали и другие коллеги — их не надо искать через приложения агрегаторов, достаточно просто приехать к автовокзалу, и для таксующих тут есть большая стоянка, на которой они и собирают пассажиров для междугородних перевозок, в народе это место называется «Яма».

— Не будет работать эта норма. Как они собрались нам запрещать? Ну выгонят отсюда уйдем в другое место, — говорят таксисты.

А жители региона считают, что прежде, чем вводить подобные нормы, следует наладить регулярные автоперевозки от автовокзала.

— У меня нет автомобиля, как нашей семье доехать до Бухтарминского водохранилища? Ладно, к примеру на вокзале мы возьмем билеты до поселка Новая Бухтарма, а дальше как? Только такси. Зачем мне переплачивать дважды, когда я могу сразу на такси доехать до базы? – говорит горожанин Роман Ларионов.

И тут – заколдованный круг. Чтобы наладить надежную и масштабную работу официальных перевозчиков, необходимо избавиться от нелегалов. Иначе официальным перевозчикам просто невыгодно работать на фоне более дешевых и менее ответственных «коллег». А если запретить им работать нелегально, то возмущены будут не только сами водители, но и их пассажиры, для которых в первое время ситуация станет намного хуже. И оправдать неудобства неким лучшим будущим для пассажиров не получится, — им надо добраться до своей цели здесь и сейчас, а не через десяток лет.

Как власти смогут распутать этот клубок противоречий – узнаем в ближайшее время. Но если чиновники будут настаивать на введении запретов, то хотелось бы знать и то, какую они предполагают создать альтернативу для тех, кто сегодня пользуется услугами нелегальных такси.

Силовиков в ВКО будут проверять на профессиональную добропорядочность

Более 6,5 тысячи казахстанцев получили лекарства по QR-коду