Мы уже рассказывали, что практика создания отделов «киберпола» активно внедряется в регионах страны. В ближайшее время такое подразделение появится и в Восточном Казахстане. Об этом сообщил заместитель начальника Управления полиции Усть-Каменогорска Орал Рысбаев.
Задачей нового отдела будет оперативное реагирование на поступающие вызовы о фактах интернет-мошенничества. Стражи порядка будут вести точечную борьбу с данными видами преступников. Полицейские отмечают: сейчас интернет-мошенничество является наиболее распространенным видом преступности. Главная проблема при расследовании — оно не имеет границ, людей обманывают, совершая звонки из любой точки мира.
– С начала текущего года на территории Восточно-Казахстанской области зарегистрировано порядка 300 фактов, 80 процентов звонков совершены за пределами области – могут звонить из сопредельных областей и стран, — сказал Орал Рысбаев. – Способы обмана из месяца в месяц и из года в год приобретают все более изощренные формы.
Приведем наиболее популярные сценарии «развода». Первый: жертвы переводят оплату или предоплату за товар/услугу, информация о которых размещена на сайтах объявлений, и которых, по факту, не существует. Второй: жертвам звонят, представляясь сотрудниками службы безопасности банка, уверяют в том, что на их счетах проводятся сомнительные операции, которые нужно остановить. Получив личные данные и номера карты, мошенники снимают доступные средства на счетах, либо оформляют кредиты на имя жертвы. Третий: жертвам звонят, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, говорят о том, что их близкие попали в проблемную ситуацию, и для ее решения требуют определённой суммы денег.
Орал Рысбаев подчеркнул, что поспешные действия всегда могут привести к плохому сценарию. Интернет-мошенничество является острой социальной проблемой. Люди, много лет собирающие большую, по их меркам, сумму, теряя ее за несколько минут, ломают свою жизнь. Некоторые жертвы даже думают о суициде. Помимо самого потерпевшего, страдает и его семья. Ведь финансы предназначались, в том числе, для родных и детей.
– Людям нужно знать, что сотрудники банков и, тем более, службы безопасности, никогда не звонят своим клиентам, – отметил Орал Рысбаев. – Никому ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать свои данные: фамилию, имя, отчество, ИИН, пин-коды и данные карты, счета. Не нужно устанавливать сторонние приложения из неизвестных источников. Раз в 2-3 недели следует менять коды доступа и пин-код карты в мобильном банкинге. И если вам звонят мошенники, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие, заблокировать номер и незамедлительно обратиться на канал 102.