в

Как в Казахстане исполнят Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью

Депутаты мажилиса парламента, члены депутатской группы «Инклюзивный Парламент» задались вопросом, а затем и запросом в правительство по поводу исполнения Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года.

По их данным, создание эффективной системы мер социальной защиты лиц с инвалидностью — один из приоритетных направлений социальной политики государства. Целями Национального плана являются реализация принятых Республикой Казахстан обязательств в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов и формирование инклюзивного общества через создание благоприятной среды для всех уязвимых групп в рамках социальной модернизации Казахстана.

«Только 27,8 процента трудоспособной молодежи с ограниченными возможностями трудоустроены. Это свидетельствует о неэффективности мер по обеспечению экономической независимости и качественной занятости для данной категории граждан; недостаточные успехи в создании безбарьерной инклюзивной среды, указывается, что только 30 процентов утвержденного пятилетнего плана адаптации социальных объектов выполнено. Это говорит о недостаточной активности в обеспечении безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями; неясность в оценке квоты на обучение инвалидов, упоминается о квоте на обучение лиц с инвалидностью, но не предоставляют деталей о том, как эта квота соблюдается и какие меры предпринимаются для ее увеличения; недостаточная информация о мастер-классах и их результативности, упоминается о проведении мастер-классов, но не предоставляют данных о том, насколько успешно эти мероприятия реализуют свои цели и каким образом они влияют на участников», — пишут они.

«В целом мониторинг, контроль доступности являются одним из основных инструментов защиты прав маломобильных групп населения на доступность городской и социальной инфраструктуры, повышение уровня ответственности как организаций социальной инфраструктуры, так и местных исполнительных органов за результаты работ, информированность населения о взятых обязательствах и их выполнении. Развитие национальной системы мониторинга и контроля доступности с использованием механизмов и инструментов сертификации, условий доступности объектов и услуг позволит не только защитит права лиц с инвалидностью на доступность услуг и привлечении экспертов общественных организаций к выполнению функций контроля, но и привлечет компетентные органы по сертификации к выполнению функций мониторинга, оценки, контроля. Единственная модель проведения работ по обеспечению доступности объектов для лиц с инвалидностью не только не отвечает приоритетным потребностям лиц с инвалидностью в условиях шаговой доступности, но и полностью исключает решение приоритетной задачи по обеспечение доступности услуг социальной инфраструктуры. Почти за пять лет из шести отведенных на реализацию Национального плана МТиСЗН не приняла мер к реализации возложенных на нее задач по координации работ создания условий шаговой доступности услуг социальной инфраструктуры», — возмущены депутаты.

В целом предложения у инициаторов таковы:

  • Взять под личный контроль исполнение Национального плана, включая меры по обеспечению условий шаговой доступности.
  • Укрепить механизмы мониторинга и контроля за выполнением национального плана, введя регулярные отчеты о прогрессе и мероприятиях по устранению задержек.
  • Продлить срок реализации Национального плана до 2028 года, организовав эффективный контроль и координацию его исполнения.
  • В случае необходимости, предложить разработку Национального плана в новой редакции с учетом накопленного опыта и современных требований.
  • Разработать конкретные шаги и стратегии для дальнейшего совершенствования системы работы с лицами с ограниченными возможностями, включая установление четких целей и мероприятий на будущее.
  • Предлагается разработать и внедрить целенаправленные программы поддержки трудоустройства для молодежи с ограниченными возможностями, в том числе сотрудничество с предприятиями и образовательными учреждениями.
  • Обеспечить активное участие некоммерческих и коммерческих организаций в поставке социальных услуг.
  • Повышение конкуренции на рынке специальных социальных услуг будет способствовать повышению их эффективности и качества.
  • Создать методические советы в каждом министерстве для разработки приоритетных задач обеспечения условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью, а также для отраслевого контроля и мониторинга качества доступности объектов и услуг с участием экспертов, представляющих общественные объединения лиц с инвалидностью.

В Усть-Каменогорске незрячей женщине арестовали квартиру из-за того, что она не может снять с учета автомобиль

В Усть-Каменогорске из-за морозов пострадали три человека, один из них госпитализирован