в

В Усть-Каменогорске незрячей женщине арестовали квартиру из-за того, что она не может снять с учета автомобиль

Такие данным можно увидеть в официальном запросе из мажилиса на имя премьер-министра РК, Генерального прокурора страны и председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции.

По данным мажилисменов, согласно статье 14 Конституции РК «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».

К сожалению, очень часто данная норма главного закона страны просто не работает, когда дело касается лиц с инвалидностью, сказано в запросе, причем права инвалидов нарушают в том числе и сотрудники государственных органов, в чьи функции входит обеспечивать помощь и поддержку данной категории граждан. В парламентскую фракцию Народной партии Казахстана часто обращаются люди с особыми потребностями, пострадавших от действий должностных лиц. Такие люди «с боем вынуждены добиваться оказания положенных им услуг и получения средств реабилитации, а также – необходимого сопровождения и лечения. Следует честно признать, что существующая в Казахстане система поддержки и социальной защиты лиц с инвалидностью требует серьезного пересмотра».

«Приведу только несколько примеров. К нам обратилась с жалобой жительница Усть-Каменогорска, инвалид первой группы по зрению. Женщина с 2007 года не может снять с регистрационного учета давно утилизированный автомобиль, на который исправно начисляется транспортный налог. Это не удалось сделать даже через суд. Ситуация абсурдная – автомобиля давно нет, но снять транспортное средство с учета не представляется возможным. Из-за «налогового» долга на жилье устькаменогорки был наложен арест, хотя стоимость недвижимости в разы перекрывает сумму задолженности. Суды и правоохранительные органы абсолютно игнорируют тот факт, что своевременно снять автомобиль с учета женщина не могла чисто физически. На тот момент у нее не было индивидуального помощника, положенного ей по закону, но не предоставленного отделом социальной защиты из-за отсутствия финансирования. Сейчас незрячей женщине, по сути, предъявляют претензии, за то, что она 16 лет назад не смогла самостоятельно добраться до регистрационных органов и заполнить документы».

«В рамках индивидуальной программы реабилитации лиц с инвалидностью казахстанец получил через портал социальных услуг читающую машину «ClearReader+». Машина оказалась контрафактной и бывшей в употреблении, что отразилось на ее функциональных свойствах. Мужчина сам сумел это доказать, обратившись к дистрибьютору ООО «Элита Групп», которая является официальным дистрибьютером по странам СНГ компании-производителя «Optelec». На портал машину предоставило ТОО «Туркестанское учебнопроизводственное предприятие общественного объединения «Казахское общество слепых», хотя в гарантийном талоне на товар указан другой поставщик – Общественное объединение «Общество инвалидов «Samgau Komek». Мужчина обратился во всевозможные инстанции от Министерства труда и социальной защиты населения до правоохранительных органов. Поставщика убрали с портала… и все. Наказать виновных и восстановить нарушенные права самого инвалида никто и не подумал, так же, как и провести проверку других недобросовестных поставщиков. Нетрудно предположить, сколько при таком подходе, имеется случаев, когда люди с особыми потребностями получают малофункциональные «б/ушные» средства реабилитации, а уполномоченные органы в сфере социальной защиты игнорируют проблему», — пишут народные избранники.

По информации парламентариев существующая в Казахстане система оказания социальных услуг и приобретения средств реабилитации ЛСИ вообще представляет собой благодатное поле для злоупотреблений.

Депутаты считают, что в итоге государство выделяет немалые деньги для поддержки людей с особыми потребностями, но эти ресурсы не доходят до адресата, а пропадают в схемах посредников и закупщиков. «Экономят», (а точнее обманывают лиц с инвалидностью), во всём – в оплате индивидуальных помощников, в оказании услуг инватакси, нанимая для перевозки неприспособленные автомашины, без пандусов и подъемников, в выплате зарплат, в закупе средств реабилитации. При этом виновные не несут никакой ответственности, а за происходящим спокойно и равнодушно наблюдают как правоохранительные органы, так и органы социальной защиты населения.

Народная партия Казахстана предлагает:

  • провести повторное рассмотрение по обращениям ЛСИ, чьи права были нарушены, (обращения прилагаются), восстановить нарушенные права ЛСИ, выявить и наказать виновных;
  • провести аудит существующей системы оказания социальных услуг на предмет выявления коррупционных схем, усилить контроль в данной сфере и повысить ответственность за нарушение прав ЛСИ для недобросовестных поставщиков и чиновников;
  • рассмотреть вопрос монетизации социальных услуг для ЛСИ, возможно, в виде денежного ваучера и т.д. Таким образом, люди с особыми потребностями смогут сами выбирать себе необходимые технические вспомогательные компенсаторные средства. Это позволит исключить коррупционные схемы и сделает процесс более прозрачным.

В Усть-Каменогорске в Шмелевом логу подтопило еще одну улицу

Как в Казахстане исполнят Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью