в

Борьба с фирмами-однодневками в теневой экономике неизбежна и оправданна, — ответ мажилисменам

Вопрос по вовлечению бизнеса в судебные тяжбы в рамках борьбы с теневой экономикой находится на особом контроле правительства страны и комплексно прорабатывается заинтересованными государственными органами.

Об этом узнали депутаты мажилиса из официальных ответов Кабмина и Генеральной прокуратуры на свой запрос о неправомерном применении норм признаний сделок недействительными.

Мы сообщали ранее об этом запросе. В нем депутаты заявляли: «Декларируемой целью признания сделки недействительной является возмещение бюджету ущерба, причиненного неуплатой налогов. Однако в настоящее время налоговые органы в массовом порядке подают иски на предприятия, которые не только сдали налоговую отчетность, но и полностью оплатили налоги». «Это снежный ком, который затягивает в повторное налогообложение всё новые добросовестные предприятия, и речь уже о нескольких тысячах пострадавших компаний», — говорилось в обращении мажилисменов.

Заместитель премьер-министра Ерулан Жамаубаев проинформировал, что ещё в 2017 году по предложению бизнес-сообщества декриминализована статья 215 «Лжепредпринимательство» Уголовного кодекса. Основным мотивом её исключения являлось минимизация вовлечения бизнеса в орбиту уголовного преследования и перенос акцента к мерам налогового администрирования. Однако, сообщает он, это не привело к существенному снижению теневых оборотов, а наоборот увеличило размеры незаконного обналичивания денежных средств и создание «фирм-однодневок».

«Так, объемы обналичивания средств с 2016 года выросли более 2 раза, что является следствием ослабления профилактики нарушений, выявляемых ранее в рамках статьи 215 Уголовного кодекса. По итогам 2019 года (2,8 трлн тенге) по сравнению с 2016 годом (1,2 трлн тенге) обналичивание юрлицами увеличилось в 2,3 раза. Выдача банками наличности увеличилась в 1,4 раза (с 22,7 трлн тенге до 31,9 трлн тенге)», — ответил он.

По информации заместителя премьера, министерством финансов с учетом предложений НПП «Атамекен» и бизнес-сообщества разработан алгоритм взаимодействия структурных подразделений ОГД при подготовке материалов для инициирования исковых заявлений в суд о признании сделки недействительной, который в марте 2022 года направлен для руководства и применения в работе в территориальные ОГД. Это позволило сократить количество подаваемых в суды исков о признании сделок недействительными на 11% (2486 исков — с апреля по октябрь 2023 г., за аналогичный период 2022 г. — 2 801 исков).

Всего с 2022 года по таким сделкам взыскано налогов в сумме 56,2 млрд тенге, из них, 42,6 млрд тенге по результатам проверок. Самостоятельно без проверки взыскано 13,6 млрд тенге, в том числе по уведомлениям камерального контроля — 4,3 млрд тенге.

Ряд налогоплательщиков самостоятельно оплатили налоги до направления уведомления или по процедуре заслушивания до назначения проверки. Кроме того, за 9 месяцев текущего года в ходе проверок выявлены различные схемы уклонения от уплаты налогов, по итогам которых взыскано в бюджет 125 млрд тенге, что составляет более 20% от всех поступлений по администрированию (600 млрд тенге).

«Предлагаемая поправка об исключении подпункта 10) пункта 1 статьи 19 из Налогового кодекса не целесообразна. При этом бизнес-сообществом на протяжении ряда лет предлагалось не доначислять налоги по результатам налоговых проверок по сомнительным сделкам без признания их в судебном порядке недействительными, ссылаясь на право налоговых органов на подачу таких исков. Позиция НПП «Атамекен» была поддержана и Верховным Судом, что подтверждается судебными актами. Такая позиция и повлияла на рост количества исков», — сказано в его ответе.

В Генеральной прокуратуре Республики Казахстан в свою очередь подчеркнули, что, по сведениям Комитета государственных доходов Министерства финансов, с января 2021 года по октябрь текущего судами рассмотрено 6 506 исковых заявлений о признании сделок недействительными (по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) на сумму 101,5 млрд тенге), из них удовлетворено 5 982 (88%; на сумму НДС 89,3 млрд тенге).

«Высокий процент удовлетворенных исков подтверждает нанесение ущерба экономической безопасности страны субъектами теневой экономики путем незаконной деятельности с использованием фирм «однодневок». При этом мы предлагаем вернуться к прежней практике — доначислять налоги по результатам проверок (без обращения налоговых органов в суд). Это разгрузит суды на 4 тыс. исков в год, избавит их от выполнения несвойственных им фискальных функций. На сложившуюся ситуацию обратил внимание глава государства и поручил правительству совместно с НПП «Атамекен» и Уполномоченным по защите прав предпринимателей обеспечить наличие в проекте нового Налогового кодекса эффективного механизма противодействия уклонению от уплаты налогов (на стадии обсуждения в рабочей группе министерства национальной экономики). В настоящее время в рамках данной установки КГД предложено внедрить систему «E-Tamga» (разделяет сумму НДС на казначейском счете субъекта бизнеса от основной стоимости товара, работы и услуги). Она обеспечит своевременность и полноту оплаты НДС на всех звеньях, сократит контрольные мероприятия, а также минимизирует фиктивные сделки и судебные споры налоговых органов с предпринимателями», — резюмировали в ведомстве.

В Жамбылской области после прокурорской проверки экс-чиновник осужден ко второму сроку

Сенаторы предлагают срочно разработать меры, которые помогут спасти казахстанцев, оказавшихся в районах военных конфликтов