в

Мажилисмены хотят организовать пост-таможенные проверки крупных налогоплательщиков за пять лет

В последнее время участились жалобы участников внешнеэкономической деятельности на неправомерные доначисления таможенных платежей. При этом Комитет государственных доходов Министерства финансов обосновывает эту практику автоматизацией системы контроля управления рисками. В запросе на имя главы правительства мажилисмены указывают, что при создании профилей риска необходимо придерживаться принципа выборочности, а контроль должен ограничиваться лишь формой, достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

«Однако, КГД неверно реализовало данный принцип, ослабив его по отношению к крупным налогоплательщикам и, наоборот, ужесточив его по отношению к малым. В международной же практике, напротив, более лояльные критерии рисков применяются именно к малому бизнесу, так как в их случае потери для государства несравненно ниже. Кроме того, фактически уполномоченный государственный орган в лице КГД самоустранился от контроля за внешнеэкономической деятельностью крупного бизнеса, что привело к снижению поступления платежей в бюджет. Помимо этого, система таможенного декларирования ИС «Астана-1» позволяет заявлять недостоверные данные (не включение сумм роялти, дивидендов и арендных платежей по ним, принятие стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в отношении товаров, которые не являются предметом купли-продажи, применение необоснованных источников ценовой информации при определении таможенной стоимости), которые органами государственных доходов не выявляются и списываются за истечением срока давности. В результате ущерб бюджету только в 2023 году составил 2,5 млрд тенге», — пишут депутаты.

Парламентарии уверены, что все это приводит к снижению эффективности мер таможенного контроля. По данным Высшей аудиторской палаты за последние три года целевой индикатор «Доля деклараций на товары, по которым подтверждены риски, от общего количества деклараций на товары, на которые сработала система управления рисками» снизился с 76,6% в 2021 году до 65,6% в 2022 году и 64% в 2023 году.

Учитывая это, мажилисмены предлагают:

Первое. Ужесточить профили риска СКУР для крупных налогоплательщиков в части проверки заявленных
в таможенной декларации документов для таможенного оформления и соблюдения мер нетарифного регулирования (обязательной сертификации, разрешений и др.).

Второе. Пересмотреть профили риска для малого бизнеса с учетом статистики выявленных правонарушений.

Третье. Доработать ИС «Астана-1» в части ужесточения контроля за вводимой в электронную декларацию информацией, путем автоматической сверки сведений
из баз данных по сертификации, разрешениям, а также проверкой их достоверности.

Четвертое. Организовать пост-таможенные проверки крупных налогоплательщиков за пятилетний период исковой давности.

По их мнению, этот комплекс мер позволит увеличить поступления бюджет, повысить эффективность таможенного администрирования, обеспечить полную прослеживаемость товаров, а также прозрачность деятельности крупных участников ВЭД.

Депутаты возмущены нестабильностью работы гопортала «eQurylys»

Какие изменения в Налоговом кодексе ждут казахстанцев