в

Добыча без разрешений и контроль: случаи самовольной разработки полезных ископаемых в ВКО

В Восточно-Казахстанской области только за несколько месяцев 2025 года зафиксировали как минимум два крупных случая самовольной добычи драгоценных металлов, которые привлекли внимание правоохранительных органов и общественности. Расследования показали, что речь идёт не просто о «чёрных старателях», а целых организованных группах с тяжёлой техникой, средствами переработки, устойчивыми схемами эксплуатации недр и реализации добытого. Всё это ставит под вопрос эффективность системного контроля в этой сфере. Давайте рассмотрим ключевые эпизоды, механизмы нарушений, последствия и реакцию властей, а также точки уязвимости, которые продолжают привлекать нелегальных золотодобытчиков.

Факты, золото и доллары

По данным Департамента экономических расследований Восточно-Казахстанской области зарегистрировано два эпизода незаконной добычи драгоценных металлов. В долинах рек Шыбынды (это Уланский район) и Кулынжон (район Самар). Ущерб государству оценили более чем в 400 млн тенге. Также подсчитали, что из-за изменения русла реки Кулынжон он превысил 82 миллиона тенге. В ходе обысков изъято более шести килограммов золота, оборудование для добычи и промывки, а также 56 тысяч долларов США наличными. Все организаторы установлены и помещены под стражу, уголовное дело направлено в суд. Заместитель руководителя Департамента экономических расследований ВКО Тимур Муканов на брифинге подчеркнул, что эта история «ещё раз показывает масштаб проблем с незаконным недропользованием». Как выяснило расследование, одним из организаторов незаконной добычи на участке Шыбынды был заместитель директора филиала НАО «Правительство для граждан» по ВКО. Он, вместе с пособниками, через ТОО «EastGoldStone» организовал добычу без лицензии, с применением тяжёлой техники и вмешательством в природное русло. По данным Агентства финансового мониторинга Республики Казахстан, добыча длилась два года, экологический ущерб превышает 300 млн тенге. Департамент полиции региона в свою очередь отчитался, что во время при операции «Правопорядок» были задержаны 19 иностранных граждан и двое местных жителей, подозреваемых в нелегальной разработке недр. У них  тоже изъято оборудование: экскаваторы, бульдозеры, дробильные установки, а также металлоизделия с признаками содержания золота. Начато досудебное расследование.

Как организована незаконная добыча

Анализ этих случаев показывает, что речь идёт не просто о стихийной «чёрной старательской» деятельности, а о стратегически продуманных схемах. Во-первых, создаются подконтрольные компании. Участники регистрируют товарищество с ограниченной ответственностью, под видом легального хозяйства ведут разработку без необходимой лицензии. Во-вторых, используют тяжёлую технику и перерабатывающее оборудование. Экскаваторы, погрузчики, дробильные установки и компактные промывочные линии позволяют работать на значительных объёмах, вести добычу и переработку «на месте». То есть в заведомо нелегальное предприятие вкладываются немалые деньги. Значит, его организаторы заранее знают, куда можно сбыть золото. Прибыль выводится через наличные и валюту. Так как в делах фигурируют крупные суммы наличных (миллионы тенге, десятки тысяч долларов). Всё это свидетельствует о теневой схеме реализации и сбыта: часть добытого может уходить в подпольный оборот, минуя официальные каналы. Но самое опасное, это изменение природных условий. В одном из случаев нелегалы самовольно изменили русло реки, что не только увеличивает объёмы добычи, но и усиливает экологический вред. Ещё один фактор, судя по докладу полиции — привлечение иностранной рабочей силы.

Экологические последствия и социальные риски

Нелегальная добыча золота в руслах рек создаёт многоуровневый ущерб, который далеко выходит за рамки прямых финансовых потерь. Экономические последствия проявляются в том, что государство недополучает значительную часть доходов от налогообложения и рентных платежей: золото, извлечённое нелегально, не проходит через официальные цепочки переработки и сбыта, не отражается в статистике и попадает на теневой рынок, где формируются собственные цены и механизмы обмена. Такой параллельный оборот подрывает прозрачность всей отрасли недропользования, снижает доверие инвесторов и осложняет мониторинг реальных запасов россыпей. Кроме того, нелегальные артели используют дешёвую рабочую силу и не вкладываются в рекультивацию, за счёт чего получают преимущество перед легальными компаниями, создавая эффект недобросовестной конкуренции. Экономические потери региона носят долговременный характер: разрушенная инфраструктура, загрязнённые акватории и утраченные биоценозы требуют крупных бюджетных вложений в восстановление, которые многократно превышают сумму официально рассчитанного ущерба.

А экологический урон от старательства в руслах рек не только масштабен, но и часто необратим. Изменение русел, выемка донных пород, формирование искусственных промоин приводит к размыванию берегов, повышению мутности воды и нарушению естественных процессов самоочищения рек. Повышенная концентрация взвешенных частиц разрушает нерестилища и приводит к сокращению численности рыбных популяций, особенно чувствительных к изменению грунта и прозрачности воды. При использовании примитивных промывочных установок в воду попадает взвесь тяжёлых металлов и мелкодисперсные частицы, которые оседают в донных отложениях и могут сохраняться там десятилетиями. Это влияет на качество питьевой воды в нижележащих населённых пунктах, увеличивает нагрузку на коммунальные очистные системы и создаёт долгосрочные риски для здоровья людей. К тому же в ряде случаев восстановление нарушенных русел требует комплексных гидротехнических мероприятий, стоимость которых может быть сопоставима со строительством новой инфраструктуры и ложится на региональные бюджеты.

Реакция властей и меры контроля

Нужно отметить, что правоохранительные ведомства среагировали оперативно: АФМ, ДКНБ, прокуратура и полиция провели совместные рейды, обыски, изъятия и задержания. Отчитались, что все организаторы крупных схем установлены, драгоценный металл изъят, деньги и техника тоже. Отметим, что именно арест техники и оборудования ключевой элемент реагирования: экскаваторы, погрузчики и оборудование для промывки изъяты в обоих крупных делах.  При этом налицо попытка «превентивного» контроля, так как официальные органы не только наказывают, но и документируют масштабы ущерба, ведут уголовные дела, что потенциально создаёт прецеденты.

Почему незаконная добыча продолжается

Впрочем, несмотря на усилия властей, нарушения повторяются. Простейший анализ показывает несколько системных факторов. Пространственная разобщённость. Участки самовольной разработки расположены в труднодоступных районах. Там где постоянный контроль затруднён. Имеет место недостаточно «прозрачный» учёт техники. Экскаваторы и дробилки могут быть официально зарегистрированы, но реально работать на нелегальных объектах через аренду или субподряды. Слабая превенция. Основные меры реактивные: рейды, обыски, уголовные дела. Мало профилактики, нет мониторинга участков, постоянных проверок, спутникового или дронового надзора. Не стоит забывать и о коррупционных рисках и роли «элитных» фигурантов. Участие лица, связанного с филиалом «Правительство для граждан», говорит о том, что структура схем может быть более интегрированной, чем просто «чёрные старатели». В этом ещё предстоит разобраться следователям.

Что могут и что должны делать власти и гражданское общество

Исходя из описанных выше проблем, можно предложить несколько направлений улучшения контроля и снижения рисков. Это усиление мониторинга. Введение регулярного дистанционного контроля (спутниковый мониторинг, дроны) для труднодоступных участков недропользования. Транспарентность техники. Нужно требовать обязательной регистрации всей тяжёлой техники, используемой в горной деятельности, с привязкой к GPS и учётом операций. Прозрачность компаний. Требуется организовать жёсткий контроль новых ТОО, которые прописываются как «разведочные», чтобы проверять их немедленную активность. Есть ли лицензии, какую технику они используют, как организована цепочка собственности. Немаловажный аспект — разработка единой методики для оценки экологического вреда, публичная отчётность, обязательная рекультивация и восстановление природных участков, которые пострадали от нелегальной добычи. Также не стоит забывать об ужесточении наказаний и усилении ответственности. Включение в состав преступления не только экономической, но и экологической ответственности; обеспечение эффективного выдворения иностранных граждан, причастных к нелегальной добыче, и более строгих мер против организаторов. И естественно привлечение гражданского контроля. То есть гражданские и экологические организации должны пользоваться данными спутников, GIS-инструментами для мониторинга регионов риска и обращаться к властям с вопросами о прозрачности недропользования.

* * * * *

Можно предположить, что случаи незаконной добычи золота в ВКО, это не эпизодические «черные копатели», а сложные, хорошо организованные схемы, вовлекающие значительные ресурсы, влияние и капитал. Ущерб государству и природе исчисляется сотнями миллионов тенге, и текущие меры реагирования, хотя и дают результаты, не решают системную проблему. Для устойчивого изменения необходимо переосмыслить подход к контролю: двигаться от реактивных рейдов к регулярному мониторингу, усилению прозрачности структуры недропользования и ответственности, а также привлечению гражданского и экологического участия. Только так можно снизить риски теневой добычи и обеспечить баланс между развитием недропользования и защитой природы.

Развитие туризма в Восточно-Казахстанской области: от итогов к амбициям