В своём запросе в Кабмин представители сената страны пишут, что часто поднимается вопрос о том, что качество образования в сфере среднего образования не выдерживает критики. По сравнительным исследованиям ученых, в Японии, Южной Корее, Финляндии и Канаде, в 7-8 классах изучают от 4 до 6 предметов, в Казахстане преподают 15 предметов, а в 9 классах уже 16. Количество обязательных учебных предметов в Казахстане в два с половиной раза больше. По данным депутатов такого количества предметов не существует ни в одной развитой стране мира.
«У нас химия, биология, география как отдельные дисциплины в объеме 578 часов, а в этих государствах эти дисциплины сгруппированы в одну «дисциплину науки» и изучаются в объеме 324 часа, то есть почти в два раза меньше. Тем не менее, по итогам PISA, за последние 15 лет естественнонаучная грамотность учащихся этих стран остается высокой. В целом, большое внимание уделяется качеству, уменьшению количества предметов. Не секрет, что существуют различные субъективные факторы, обусловливающие излишнее количество обязательных предметов в школе, в том числе и депутатские запросы с рекомендациями депутатов парламента о том, что «должны преподаваться следующие предметы». Мы должны быть осторожны в этом вопросе. Помимо содержания, в Казахстане школьникам предоставляется чрезмерно объемная информация по теме и язык учебников носит тяжелый и научный характер, а в Великобритании – наоборот, информация не объемная, темы ориентированы на опыт, соотносятся с ситуациями повседневной жизни. Другими словами, большое внимание уделяется объяснению того, насколько прагматично важен ученик в его предстоящей жизни, то есть дается образование, ориентированное на результат, формирующее компетентность учащихся», — уверены они.
Сенаторы пишут, что, учитывая, что будущее нации – это аксиома, не требующая доказательств, в области среднего образования необходимо создать для учащихся современный образовательный контент. А в концепцию повышения качества среднего образования должны быть внесены соответствующие изменения.