в

«Любая проблема решаема»

«Дети будут слушать нас тогда, когда увидят, что мы их слушаем».

Джейн Нелсен

 

Случаи буллинга, травли, подростковой жестокости, суицидальных настроений в Восточном Казахстане, хоть и единичны, но до сих пор, к сожалению, имеют место. Подростки, стремясь реализовать себя, получить внимание и одобрение, порой прибегают к самым ужасным способам, что может привести к трагедиям. Именно поэтому в Восточном Казахстане уделяется особое внимание психологической поддержке не только детей и подростков, а также их родителей. Как показывает практика, превентивные меры во многом позволяют избежать неприятных ситуаций и конфликтов, важно просто вовремя дать ребенку нужные инструменты и алгоритмы действий. А иногда и просто поговорить с ним его страхи и сомнения, выяснить, что его беспокоит. Для пубертатного периода или как называют это период взросления специалисты — когда уже не дети, но еще не взрослые, дефицит внимания иногда становится глобальной проблемой, а потому крайне важно прийти на помощь, объяснить, подсказать.

Аксана Калелова, уполномоченный по правам детей ВКО:

«Сейчас многие факты такие, что ребёнок живет в своем микросоциуме и считает, что избить другого ребёнка — это круто. Ты сильнее. Ты лучше, но когда эти случаи выходят на пространство интернета и это видит все наше общество, тогда дается реакция, массированная реакция и ребёнок уже видит объективную реакцию общества. Оказывается, это плохо, это низко и недостойно. И если бы эти ценности передавались в семье, в школе на таком живом уровне, я думаю многие бы, наверное, ребята усваивали, что агрессия — это плохо. Меня лично очень радует, что это единичные случаи не массовое какое-то явление. Буквально позавчера у нас была встреча с детьми, около 50 человек школьников присутствовали, и мы обсуждали случаи буллинга и насилия. И дети относятся с осуждением к таким проявлениям. В меня это вселяет надежду, что всё не так плохо. И сегодня в рамках комиссии мы стараемся решить такие системные проблемы. Мы не можем исправить прошлое, мы не можем сделать так, чтобы не было этого случая избиение или суицида, но мы можем сделать многое для того, чтобы этот случай не повторялись».

Проблемы детей сегодня, по мнению акима области Нурымбета Сактаганова нужно решать на всех уровнях, в тесном контакте педагогов и родителей, полицейских и психологов, в также других профильных специалистов. Только объединив усилия можно помочь подросткам выбрать правильный жизненный путь, задать устойчивые нравственные и моральные нормы. Доступ к информации в интернете сегодня есть практически у каждого, но родители часто не знают о проблемах ребёнка, не видят с кем он общается, в каких интернет-сообществах состоит, какую музыку слушает, чему подвержен.

Мы спросили у родителей знают ли они о виртуальной жизни их детей.

Жители ВКО:

  • «Дети мои поменьше были, я не знала, а потом уже я узнавала, что они смотрят. Считаю, что блокировку какую-то надо ставить. Не знаю, но нужно сделать хотя бы для того, чтобы детей не завлекли в какие-то социальные опасные группы, чтобы не подписывались куда попало. За этим, конечно, надо следить и родителям. Нам надо быть более бдительными, разговаривать больше с ними. Вот почаще может быть ходить к ним в доверие»
  • «Кто-то знает, кто-то нет , что, смотря в телефоне дети. С другой стороны, чем больше контролируешь, тем больше запретный плод, но для начала нужно самим родителям не сидеть в телефонах. Потому что родители, порой, сами сидят в телефонах больше, чем дети»
  • «Я по своим родственникам по знакомым могу сказать, что не всегда есть у родителей контроль за детьми. А ведь в телефонах можно установить родительский контроль. Но это никто особо не делает. Ясно, понятно, что мы не знаем, что там дети смотрят, во что они лезут, с кем общаются. Очень много мошенников, очень много тех, кто детей хотят обмануть. Поэтому мне кажется не особо ведётся от родителей такой контроль. А родители должны знать, это же ребёнок. И до совершеннолетия родителям необходимо контролировать, чтобы уберечь детей от чего-то серьёзного и страшного».

Поэтому важно реализовать комплекс профилактических мер, направленных в том числе и на защиту детей от буллинга. Для этого нужно создавать диалоговые площадки для решения конфликтов, объяснять подросткам, кто и как может им помочь в сложной ситуации, акцентируя внимание на том, что просить помощи не стыдно и не страшно. Любую проблему можно решить.

Лилия Куземко, руководитель центра психологической помощи:

«Потребность у ребёнка быть признанным и чаще всего подростки могут выбирать неверные пути для признания собственного власти, для призвания достоинства или получения уважения. Это один из неправильных путей, когда ребята пытаются показать какие они взрослые, что они всё умеют и выкладывают это в интернете. Реакция прежде всего должна быть адекватной, возможно для разбора этой ситуации. Для аналитического обсуждения, для выявления что за этим стоит. И каким образом это можно сделать по-другому, но и соответственно необходимо осветить вопросы правовые. Потому что это нарушает права ребёнка. И там, где начинается наша свобода не должна нарушаться свобода ребёнка».

В регионе с прошлого года работает центр психологической помощи, где круглосуточно 12 специалистов готовы оказать поддержку не только детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, но и их родителям, которые не могут найти общий язык со своим сыном или дочерью. При этом психологи отмечают, что после обращения ребята часто буквально «влюбляются» в своих специалистов и потом продолжают с ними общение, сопровождение одного ребенка может длиться до полугода. Потому что зачастую детям гораздо проще раскрыться перед психологом или педагогом, нежели быть откровенными с родителями. И случаи, с которыми они обращаются в центр, самые разные — это и тот самый пресловутый буллинг, и разногласия с родственниками, конфликты с родителями, несчастная любовь, непонимание со стороны сверстников и многое-многое другое. В регионе считают, что штат этой службы необходимо расширять, и, кроме того, усилить работу школьных психологов. Тем более что во всех образовательных учреждениях сегодня действуют центры поддержки родителей. И, конечно, нужно продолжать профилактическую деятельность по предотвращению девиантного и суицидального поведения среди школьников и студентов.

К слову, и сами дети сегодня понимают необходимость применять критическое мышление по отношению к той информации, которую они получают из социальных сетей и других источников. И многие подростки осознают, что из практически любого конфликта можно выйти мирно, а проблемные ситуации решаемы, если вовремя обратиться за помощью.

Учащиеся:

  • «Во-первых, я считаю, что родителям нужно учить своих детей уверенности. Потому что, когда ты уверен, тебя не подкупишь на «слабо». На спор ничего не сделаешь, никакой ерунды. Знаешь себе цену, знаешь цену жизни, цену образования, мирного неба над головой. Затем, нужно, конечно, учить родителям и самому учиться ограничивать интернет. Да это может быть ресурсы в сторону образования, в сторону развлечения, но также необходимо знать меру. Потому что не всегда стоит полагаться на интернет, есть реальная жизнь. Если в интернете покажут серо-чёрную картинку, ты будешь её такой видеть, но если ты будешь смотреть по сторонам, будешь смотреть на людей вокруг себя, то тогда уже все вокруг тебя заиграет другими красками».
  • «Нужно смотреть доступную информацию, сидеть на полезных сайтах, проверенных соцсетях. В школах должны проводиться воспитательные беседы. Сейчас очень много включено в программу образованию, особенно тема безопасности. Мы это проходим на уроках информатики, к нам приходят специалисты из этой сферы. И приходят представители антикоррупционных групп и ведётся серьёзная беседа».

В отличие от старшего поколения молодежь сегодня не стесняется говорить о психологической поддержке, не считает это чем-то неправильным или ненужным. Именно поэтому на недавнем совещании с участием акима области и представителей заинтересованных ведомств говорилось о том, что в школах необходимо ввести классные часы, на которых будут рассказывать о том, куда обращаться в кризисной ситуации, изучать «анатомию» конфликта, давать уроки сексуального просвещения. Вся эта информация не должна быть табу. Нужно научить детей фильтровать информацию, не доверять сомнительным источникам.

Вадим Чувашов — ученик школы гимназии:

«До моего сознательного возраста, да действительно был контроль родительский. Сейчас он переходит на моего брата, но как только я получил свой MyStat, родители были полностью уверены в моём воспитании, во мне. Тем более, что со мной занималась не только родители, но и бабушки и девушки. Я развиваюсь в интернете. Сейчас стараюсь полностью исключить развлекательный контент, но больше ставку делаю на образовательный. Зарабатываю в интернете, вижу в нём большие преимущества и перспективы»

Дильназ Ерденова, ученица школы гимназии:

«Мои родители знают мой круг общения, моих друзей. И я считаю,0 что многое зависит от взаимоотношений родителей, которые они построили со своими детьми. Если отношения доверительные, если это касается воспитания, потому что все наши родители люди советского плана, поэтому родители считают должны знать увлечение своего ребёнка. В том числе в интернете. Потому что это всё влияет на его дальнейшую жизнь».

Максим Андосов ученик школы гимназии:

«Мои родители всё контролируют всё просматривает везде всё видят в запретных тем для нас нет»

Полина Кузенко, ученица школы гимназии:

«У меня тоже запретов нет. Мама знает, чем я увлекаюсь, знает всех моих друзей. Она не запрещает мне что-то делать, но это в рамках адекватного. Она знает с кем я гуляю, она знает какую музыку слушаю, какие программы смотрю. Мы иногда даже вместе смотрим. Она знает мои увлечения и полностью их принимает»

Особую работу нужно проводить с родителями школьников. Сейчас одно из модных веяний — это стать своему ребенку другом. Это хорошая идея, но зачастую мамы и папы не знают, как ее реализовать и просто перестают что-либо запрещать ребенку — дети бесконтрольно пользуются гаджетами, не хотят учиться и не могут выстраивать нормальные коммуникации в социуме. Поэтому сегодня важно помочь родителям, рассказать им о том, что иногда контроль — это необходимость в семье, чтобы не допустить попадания ребенка в сомнительные группы в духе «Синего кита», чтобы дети не велись на предложения быстрого заработка и не становились закладчиками наркотиков. Потому что контроль — это не всегда запрет, это по большей части объяснение, предупреждение об опасности. И нельзя полностью перекладывать эту функцию на образовательные учреждения, лучше работать сообща, в тесном контакте, привлекая при необходимости, к примеру, полицейских, которые могут рассказать истории подростков с плохим концом. Но при этом важно помнить о балансе, для соблюдения которого нужны и истории успеха сверстников, которые могут и должны стать источником вдохновения и мотивации для молодого поколения. Тем более таких в регионе очень много. Есть ребята, которые могут рассказать о том, что киберпространство — это не только ролики в TikTok и различные игры, но и большие возможности для саморазвития. Есть успешные молодые спортсмены, есть мальчишки и девчонки, которые защищают свои научные проекты на международном уровне, есть танцоры и художники, изобретатели и музыканты. И важно показывать таких сверстников, потому что это круто, а вот избить одноклассника в туалете — это не достойный и не сильный поступок.

Сегодня в регионе работает огромное количество организаций дополнительного образования, куда с радостью принимают ребят, желающих обучиться чему-то новому. Буквально в конце прошлого года в Усть-Каменогорске открылся комьюнити-центр, который стал площадкой, объединяющей более 90 тысяч молодых людей нашего города, предоставляя им возможности для творчества, обучения и реализации своих идей. В нем есть коворкинг-центр, хореографическая студия, студия звукозаписи, рум для волонтеров, рум для творчества и самовыражения. И таких учреждений должно становится как можно больше, потому что, когда у ребенка есть увлечения, есть поддержка со стороны родителей, педагогов и сверстников на мысли о плохом просто не остается времени.

В Усть-Каменогорске составляют список дорог, которые отремонтируют в следующем году