29 августа 1949 года в казахской степи прогремел первый ядерный взрыв. За это испытание перед Кремлем отвечал лично генеральный комиссар государственной безопасности СССР Лаврентий Берия. Окрыленные успехом, советские ученые-ядерщики провели термоядерное испытание 12 августа 1953 года. Чуть позднее, 22 ноября 1955 года, весь мир узнал о том, что советский Союз имеет в своем арсенале водородную бомбу, которую создал академик Сахаров. За всем этим стояли мощные силы. Но тогда никто не мог предположить, какими страданиями для людей обернутся взрывы на Семипалатинском ядерном полигоне.
За 40 лет – с 1949 по 1989 годы – на Семипалатинском полигоне было проведено 473 ядерных взрыва, в том числе 90 воздушных, 26 наземных, 354 подземных. Кроме этого, здесь было произведено 175 взрывов с применением химических веществ, из них 44 – с зарядами более десяти тонн.
Сегодня здесь ничего не напоминает о тех чудовищных экспериментах. Казахская степь, которая не раз вздрагивала от мощного ядерного удара, теперь мирно дремлет под солнцем. Ядерным испытаниям положили конец в 1991 году. Именно тогда, 29 августа, Указом Президента Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым Семипалатинский испытательный ядерный полигон был закрыт. Со стороны молодого суверенного государства был сделан беспрецедентный шаг.
Эрлан Батырбаев, Генеральный директор Национального ядерного центра РК
«Одним из знаковых событий 20-го века, я думаю, все-таки является закрытие Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Это важное событие только для Казахстана, но и всего мирового сообщества в целом.
Именно в это трудное для страны время, когда молодое государство только начинало становиться на ноги, наступил момент некоторой неопределенности – что делать с огромной территорией, исчисляемой десятками тысяч квадратных километров? Ситуация усложнялась еще и тем, что после развала Советского Союза, когда военные покинули ядерный полигон, для казахстанских ученых практически не оставалось никаких научных данных. Но тогда, когда было принято решение, когда перед нашим молодым государством все-таки встал вопрос, что делать дальше с СИП. Остро стоял вопрос с инфраструктурой, с последствиями испытаний ядерного оружия. Необходимо было решать, что делать, как проводить контроль за испытанием ядерного оружия на других полигонах мира. И нужно было создавать научно-техническую базу, кадровую базу для развития атомной энергетики РК. Именно для решения всех этих вопросов следующим указом от 15 августа 1993 года был создан НЯЦ».
В музее Национального ядерного центра есть экспонат- это пульт, откуда производились ядерные взрывы. Как и многие другие экспонаты, завезенные с Опытного поля – самого сердца ядерного полигона. Всё, что происходило тогда, осталось на страницах истории. Сейчас территория испытаний – это уникальная площадка для научных исследований.
Эрлан Батырбаев, Генеральный директор Национального ядерного центра РК
«Миссия НЯЦ на сегодняшний день является поддержкой решений и политики нашего государства в области мирного использования атомной энергии. Проекты, которые мы делаем на исследовательских реакторах, которые у нас есть сегодня и благодаря которым мы являемся одними из ведущих организаций, научных организаций мира в области безопасности атомной энергетики, те работы, которые мы делаем на СИП, все это на самом деле результаты закрытие СИП, так и создание НЯЦ».
Если до создания Национального ядерного центра научные исследования носили, скорее, фрагментарный характер и работать в едином направлении не представлялось возможным, то с течением времени научные исследования приобрели регулярное и стабильное направление. Ученые подчеркивают, все это стало возможным благодаря государственной поддержке, когда была сформирована государственная программа по исследованию испытательного полигона в 2004 году.
Сегодня институты, входящие в состав Национального ядерного центра – это уникальные площадки, где проводятся эксперименты, и отныне атомная наука, не смотря на свое грозное название, носит исключительно мирный характер.
Гордость Института атомной энергии-Токомак. Это электрофизическая установка для получения восокотемпературной плазмы с магнитным удержанием. Подобного устройства нет ни в одном государстве мира. Фактически казахстанские ученые разработали проект будущего: именно здесь проводятся испытания и исследования поведения материалов под действием тепловых потоков со стороны плазмы, сравнимых с нагрузками, которые предполагаются в будущих термоядерных реакторах.
Токомак- это не просто машина, где будет управляться термоядерная реакция, но как раз для того, чтобы изучать изменения структуры, что особенно важно, физических и механических свойств материалов первой стенки реактора, других конструкционнных материалов, которые могут выдержать такие колоссальные тепловые нагрузки, нагрузки со стороны плазмы. Таких Токомаков в мире нет. Это наша гордость. гордость Казахстана. И не только Казахстана, но и России. Дело в том, что этот экспериментальный комплекс строится совместными усилиями с российскими специалистами. Задумка была российских наших ученых-коллег, а именно построить в Казахстане, а именно в Курчатове этот Токомак, уникальный в своем роде.
Еще один уникальный проект, которым занимаются казахстанские ученые в стенах Института атомной энергии, — экспериментальный стенд ИГЛ. Эта установка была создана специально для исследования последствий тяжелых аварий, рассказали ученые .
«Что такое тяжелая авария? Это авария, когда происходит в реакторе плавление ядерного топлива и расплавленное топливо начинает распространяться по всем районам корпуса реактора. Такие примеры это авария, которая была на Чернобыльской АЭС, авария, которая была не так давно на Фукусиме. Это вполне реальная ситуация, она имеет много разных вариаций, и чтобы знать, что делать, если такая авария случится, чтобы не было последствий тяжелых для населения, как раз проводятся специальные эксперименты. Пока весь мир спорит о том, насколько безопасна может быть атомная энергия, ученые из Курчатова занимаются атомной наукой и весьма успешно решают сложные задачи, способные вывести казахстанскую науку на мировой уровень» .
Сегодня в мире дут в мире дискуссии, что экологичнее, что полезнее, НО
без мощной атомной энергии развитие промышленной страны не видится. Атомная энергетика как альтернативная энергетика, бесспорно, на первом месте. Ну, в будущем термоядерный синтез. Надо научиться лишь безопасно эксплуатировать атомную энергетику, она не такая уж и страшная, как кажется на первый взгляд, уверено заявляют ученые.Сегодня испытательный полигон, который раньше работал на укрепление военно-промышленного комплекса, отныне служит исключительно в мирных целях. Все проекты, которые реализуются здесь, не имеют аналогов во всем мире, поскольку второй подобной площадки под открытым небом, пожалуй, нет ни в одной стране земного шара. А главное, нынешние исследования помогают разобраться не только в последствиях ядерных испытаний для нынешнего поколения, но и определяют будущее для последующих поколений.