С более чем 5,5 миллиарда пользователей интернета – и почти таким же количеством активных участников социальных сетей – цифровое пространство стало ключевым инструментом для обучения и общения. Однако наряду с преимуществами интернет все чаще используется для распространения ненависти, насилия и мизогинии.
Такая информация набирает популярность. По данным фонда Movember Foundation, ведущей организации по охране мужского здоровья и партнера структуры «ООН-женщины», две трети молодых мужчин регулярно взаимодействуют в интернете с инфлюенсерами, пропагандирующими маскулинность. Эксперты предупреждают, что популярность радикальной лексики в маносфере не только нормализует насилие в отношении женщин и девочек, но и все чаще связывается с радикализацией и экстремистскими идеологиями.
Структура «ООН-женщины» и партнеры принимают меры против онлайн-мизогинии и цифрового насилия. Исследования, поддержка пострадавших, программы и кампании, направленные против токсичной маскулинности, призваны создать безопасные и равноправные цифровые пространства для всех.
Что такое маносфера?
Маносфера – это обобщающий термин для онлайн-сообществ, которые все активнее продвигают ограниченные и агрессивные представления о том, что значит быть мужчиной, а также распространяют ложную идею о том, что феминизм и гендерное равенство достигаются якобы за счет ущемления прав мужчин. Эти сообщества навязывают идею: эмоциональный контроль, материальное благополучие, физическая привлекательность и доминирование, особенно над женщинами, являются критериями мужской ценности.
Маносфера ориентирована на мужскую аудиторию в социальных сетях, подкастах, игровых сообществах, приложениях для знакомств и практически во всех других цифровых пространствах. Многие участники взаимодействуют с ней, пытаясь найти форумы для открытого обсуждения или изучения мужских проблем. Хотя контент может показаться сосредоточенным на самосовершенствовании мужчин, многие из этих групп пропагандируют нездоровое поведение, например, призывая мальчиков и мужчин самоутверждаться, унижая других.
Почему маносфера привлекает молодых мужчин
Экстремистский контент в маносфере чаще всего привлекает молодых мужчин, которые чувствуют себя изолированными. Согласно отчету «Состояние американских мужчин в 2023 году», подготовленному партнером структуры «ООН-женщины» и исследовательской группой Equimundo, две трети молодых мужчин ощущают, что их «никто по-настоящему не понимает».
Искать сообщество в цифровых пространствах – это нормально. Многие из нас формируют чувство идентичности, развивают интересы и находят единомышленников в интернете. Молодые люди часто сталкиваются с инфлюенсерами в маносфере при поиске советов по фитнесу, знакомствам или финансам. Согласно опросу фонда Movember, многие находят контент развлекательным или мотивирующим.
Лже-«тренеры» маносферы привлекают молодых людей, утверждая, что учат личной ответственности. Но, вместо поддержки саморазвития, они утверждают, что мужчины являются жертвами мифического «мизандрического» общества.
В докладе Генерального секретаря ООН отмечается, что расширение маносферы совпадает с ростом консерватизма среди молодых мужчин, которые считают попытки добиться равенства женщин дискриминацией мужчин. Согласно исследованию, проведенному структурой «ООН-женщины» и организацией Unstereotype Alliance, молодые мужчины чаще, чем мужчины старшего возраста, придерживаются стереотипных взглядов на гендерные роли.
Как маносфера изображает женщин
Группы в маносфере разнообразны, но многие из них объединены мизогинией – предвзятостью и неприязнью к женщинам и девочкам. Истоки идеологии таких групп восходят к антипозиции феминизму и антиженским движениям. Основные группы маносферы распространяют мифы, псевдонауку и ложь, основанные на гендерном признаке.
Целибаты (инцелы) считают, что мужчины имеют право на секс, а женщины намеренно лишают их этого права. Экстремистская культура инцелов пропагандирует изнасилования и насилие, а также объединяет другие идеологии, включая расизм и гомофобию. Инцелы неоднократно были связаны с актами массового насилия.
Активисты за права мужчин (MRA) утверждают, что феминизм и права женщин – право голоса, право на образование, право занимать руководящие должности – ущемляют права мужчин. Сторонники MRA утверждают, что общество гиноцентрично, то есть в нем доминируют женские интересы.
Пикапер-мастера (PUA) обучают своих последователей тому, как принуждать женщин к сексу, и высмеивают идею согласия на секс.
Движение «Мужчины, идущие своим путем» (MGTOW) пропагандирует идею, что общество настроено против мужчин, поэтому лучше избегать женщин и даже общества в целом.
Другие термины маносферы
Идеология красной таблетки, или «быть принятым», означает осознание реальности, что мир отдает предпочтение женщинам перед мужчинами. В отсылке к фильму «Матрица» это означает, что несогласные «приняли синюю таблетку».
AWALT: Лозунг «Все женщины одинаковые» используется для стереотипизации женщин.
Фемоиды или FHO: «женский гуманоидный организм» – оскорбительный термин, призванный показать, что женщины не только хуже мужчин, но и вообще не люди.
Гипергамия: используется уничижительно для осуждения женщин, стремящихся выйти замуж за физически привлекательных и финансово успешных мужчин.
Вред гендерных стереотипов
В маносфере проигрывают все. Мизогиния и гендерное неравенство вредят как мужчинам, так и женщинам. В ходе сбора глобальных данных компания Equimundo обнаружила, что мужчины с ограниченными гендерными установками чаще склонны к деструктивному поведению, такому как склонность к риску и злоупотребление психоактивными веществами. Они также более склонны к депрессии и суициду.
Гендерные стереотипы о мужчинах в маносфере действуют как замкнутый круг. Если мальчики и мужчины не получают возможности открыто говорить о своих эмоциях, чувствах или проблемах, они могут интересоваться этими онлайн-сообществами, как источниками для получения советов по таким темам, как проблемы в отношениях, отцовство, тревожность и сексуальное здоровье.
Согласно исследованию Movember, молодые мужчины, активно взаимодействующие с инфлюенсерами, пропагандирующими маскулинность:
- чаще ощущают свою ненужность и тревожность;
- чаще принимают добавки для повышения потенции и занимаются спортом, несмотря на травмы;
- реже уделяют первостепенное внимание своему психическому здоровью;
- больше ценят богатство и популярность среди друзей-мужчин.
Стереотипы о женщинах в маносфере способствуют формированию мифов и иерархий, которые сдерживают женщин. Глобальное исследование, проведенное в поддержку HeForShe, инициативы структуры «ООН-женщины» за гендерное равенство, показал, что представители поколения Z наиболее подвержены сексистской риторике в интернете. В то же время, молодые мужчины сегодня чаще придерживаются регрессивных представлений о гендерных ролях, чем мужчины старшего возрастаv, что представляет собой негативную реакцию, которая может свести на нет с трудом достигнутые успехи в области гендерного равенства.
Что показывает статистика о маносфере
Распространение вредоносной дезинформации: по данным Equimundo, 40 процентов опрошенных взрослых мужчин в США и половина молодых мужчин доверяют одному или более источникам из маносферы, выступающим за «мужские права», с анти-феминистскими или пронасильственными посылами.
Чувство безопасности в цифровом пространстве: исследование HeForShe выявило, что большинство мужчин (69 процентов) и женщин (72 процентов) обеспокоены сексистской риторикой в социальных сетях.
Риски онлайн-насилия: одно глобальное исследование показало, что 58 процентов девочек и молодых женщин сталкивались с той или иной формой онлайн-домогательств.
Риск радикализации: некоторые мужчины и мальчики, посещающие форумы «маносферы», чувствуют себя отчужденными от общества. Даже если относительно немногие пользователи попадают в аккаунты с более радикальным контентом, исследование Института стратегического диалога (ISD) показывает, что такая вероятность все же существует.
Структура «ООН-женщины» и Equimundo изучают связь между онлайн-мизогинией и радикализацией, чтобы эффективнее реагировать на эти риски и предотвращать насилие в отношении женщин и девочек. Эта работа, проводимая в рамках программы «ACT to end violence against women and girls» («ДЕЙСТВУЙ, чтобы искоренить насилие в отношении женщин и девочек»), финансируется правительством Исландии и Европейским союзом.