Поэт, умеющий обращать боль времени в песню, великий поэт. Именно таким был Абай Кунанбаев. Не смотря на гонения и притеснения, открытое прямое преследование враждебно настроенных властей, судьба проявила к Абаю великую благосклонность, он был не только современником, но и был связан тесной дружбой с видными русскими интеллигентами. Среди них надворный советник Евгений Михаэлис, который в последствии станет другом и наставников писателя.
Дружба эта крепко-накрепко сплачивала их. Абай и Михаэлис могли часами вести дружеские беседы. Они часто встречались в Жидебае. А летом уезжали на летние пастбища – джайлау, где Михаэлис изучал традиции и обряды, все тонкости кочевой жизни казахов. Друзья творчески обогащали друг другу.
Большая дружба, как пишет Мухтар Ауэзов Абая и Михаэлиса, началась с того, что в библиотеке им. Гоголя в Семипалатинске, Евгений Петрович как активный поборник просвещения казахского народа, не мог не заинтересоваться казахом, увидев, что он читает русскую литературу. По тем временам это было явлением исключительным. Открыл для себя Михаэлис Абая при следующих обстоятельствах, однажды в библиотеке он услышал, как Абай просил дать ему произведения Льва Толстого, а эта книга как раз находилась у Михаэлиса, Евгений Петрович был удивлен, подошел к Абаю и передавая книгу представился. Так произошла их первая и судьбоносная встреча.
С этого времени между Абаем и Михаэлисом завязалась крепкая дружба, которая оказала положительное влияние в целом на русско-казахскую интеллигенцию этого края. Евгений Петрович помогал Абаю в самообразовании, подбирал специально для него литературу и подолгу беседовал с ним по поводу прочитанных книг. Вводил в круг своих друзей. С этого времени для еще юного Абая литература становится его судьбой.
С началом крепкой дружбы с декабря по март Абай пребывал Семипалатинске, где большую часть времени проводил с другом Михаэлисом и общими друзьями. Позже Абай с теплотой и любовью будет вспоминать Евгения Петровича. И скажет — «Михаэлис открыл мне глаза на мир».
Даже после того как Михаэлиса выслали Усть-Каменогорск, расстояние не было преградой для друзей. Абай приезжал к нему сюда, что лишний раз подтверждает их неразрывную дружбу.
Через Михаэлиса он как равный вошел в кружок интеллигенции, имевший большое влияние на его дальнейшую литературную жизнь как поэта и как мыслителя. Дружба с такими людьми, конечно же не прошло даром. Власти сразу же внесли молодого мыслителя в список неблагонадежных. Следили за Абаем, и как-то царская охрана учинила обыск в доме Абая, друзей выслали из Семипалатинска в отдаленные уезды. Однако обыск и разлука не остановили стремления Абая к знаниям. Теперь он и сам находил много нового для себя, изучая русских классиков, которых также переводил на родной язык, приобщая как произведениям жителей великой степи. Через книги и друзей, через духовного лидера которым был Абай замкнутая жизнь кочевого обогащалась достижениями мирового искусства.