Несмотря на международные усилия по диверсификации торговли и экономик, большинство развивающихся стран по-прежнему остаются критически зависимыми от экспорта сырьевых товаров. Об этом свидетельствует новый доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Состояние сырьевой зависимости», в котором анализируются изменения структуры торговли 195 стран в 2021-2023 годах по сравнению с 2012–2014 годами.
Структура рынка
В мировом масштабе сырьевой экспорт по-прежнему составляет почти треть всей международной торговли. Однако за последнее десятилетие его доля несколько снизилась – с 35,5 процента в 2012–2014 годах до 32,7 процента в 2021–2023 годах. За этот период общий объем мировой торговли товарами вырос на 25,6 процента, в то время как торговля сырьем – лишь на 15,5 процента.
Среди категорий товаров наибольший вклад в сырьевой рынок по-прежнему вносит энергетический сектор: на него приходится 44,5 процентов объема торговли. Однако это на 7,6 процентных пункта меньше, чем в 2012–2014 годах, что объясняется падением цен на нефть и изменениями в глобальном энергетическом спросе. На втором месте по объемам торговли – сельскохозяйственная продукция (32 процента), затем следуют минеральные ресурсы и металлы (23 процента).
Региональные различия
Географически крупнейшим экспортером сырьевых товаров остается регион Азии и Океании, на который приходится 37,1 процента мирового объема. Европа занимает второе место (33,7 процента), за ней следуют Америка (22,7 процента) и Африка (6,6 процента). При этом экспорт сырья из Африки сократился на 5,6 процента за исследуемый период, в основном из-за падения доходов от продажи нефти, особенно в Нигерии, Анголе и Алжире.
Зависимость от сырья по-прежнему выражена регионально. В Африке 85 процентов стран сохраняют зависимость от экспорта сырья, особенно в Центральной и Западной Африке, где все государства попадают в эту группу.
Все страны Центральной Азии и Южной Америки также относятся к числу таких экономик, при этом 11 из 12 южноамериканских государств экспортируют сырье на сумму, превышающую 80 процентов от объема их внешней торговли.
Риски для экономики
Анализ типов продукции показывает, что:
• 33 страны зависят преимущественно от экспорта энергоресурсов;
• 38 стран – от сельскохозяйственного экспорта, в основном в Африке и Океании;
• 32 страны – от горнодобывающей продукции, при этом на Африку приходится более 60 процентов таких государств.
За десятилетие число зависимых от сырья стран сократилось со 106 до 103. Из них 99 сохраняют статус с 2012 года, а 73 – экспортируют сырье на сумму более 80 процентов от всего товарного экспорта. Более того, четыре страны – Антигуа и Барбуда, Панама, ЮАР и Украина – стали зависимы от сырья в последние годы.
ЮНКТАД предупреждает, что такая структура торговли представляет серьезные риски. Экономики, зависящие от одного или нескольких видов сырья, особенно уязвимы перед шоками на внешних рынках и нестабильностью цен. В докладе подчеркивается необходимость инвестиций в переработку, развитие несырьевых секторов и создание устойчивых цепочек добавленной стоимости.
Ситуация в Восточной Европе и Центральной Азии
Страны постсоветского пространства остаются глубоко зависимыми от экспорта сырья, несмотря на различия в экономической структуре. Так, Российская Федерация за последние годы сохранила статус высоко зависимой от сырья экономики. В период 2021–2023 годов 77 процентов ее товарного экспорта приходилось на сырьевые товары. При этом, по сравнению с 2012–2014 годами, объем экспорта энергоносителей снизился на 26,6 процентов, в том числе из-за падения мировых цен и санкционного давления, что позволило Соединенным Штатам выйти на первое место среди экспортеров энергии в мире.
Украина, которая не была зависимой от сырья страной в начале прошлого десятилетия, в 2021–2023 годах перешла в эту категорию. Это связано с ростом доли сельскохозяйственной и минеральной продукции в структуре внешней торговли.
В Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Азербайджане свыше 80 процентов экспортных поступлений в 2021–2023 годах обеспечивались продажей сырьевых товаров, что делает их уязвимыми перед колебаниями цен на мировых рынках. Несмотря на это, доля этих стран в мировом сырьевом экспорте остается относительно небольшой, а потенциал для экономической диверсификации – существенно недоиспользован.