в

В Казахстане могут разработать систему оперативного реагирования на обращения предпринимателей

Касым-Жомарт Токаев поручил провести тотальную цифровизацию администрирования. Он отметил, что ускоренный перенос процессов в налоговой сфере в электронный формат нивелирует коррупционные риски и обеспечит прозрачность. В результате соответствующей работы был выявлен ряд проблемных вопросов по актуальным направлениям развития налоговых и таможенных информационных систем. По данным представителей сената, в настоящее время цифровые технологии прочно внедряются в нашу жизнь. На смену устаревшим бумажным решениям приходят цифровые инструменты, которые делают услуги удобнее, быстрее и проще, а также играют ключевую роль в повышении прозрачности, эффективности и удобства оказания государственных услуг. В частности, министерством финансов проводится большая работа по интеграции налоговых и таможенных систем в целях оцифровывания налогового и таможенного администрирования.

Информационные системы Комитета государственных доходов включают в себя интегрированную систему налогового администрирования, Smart Data Finance, информационную систему Keden, Ситуационный центр Главного диспетчерского управления КГД, которые направлены на сокращение доли теневой экономики и соответствующего увеличения налоговых поступлений в бюджет. В 2017 году в Казахстане началось поэтапное внедрение системы АСТАНА-1 c количеством пользователей 34 тыс. человек. Единое окно по экспортно-импортным операциям введено в эксплуатацию с 2019 года, в нём зарегистрировано 13 тыс. пользователей. В настоящее время проводится работа по переходу систем таможенного администрирования с АСТАНА-1 и Единое окно в единую систему Кеден. Функционал поэтапно запускается с апреля 2024 года. С тех пор в 2 раза увеличилось количество регистрируемых товаров личного пользования с 541 тыс. до 1,1 млн. Также на 61% увеличились таможенные платежи.

«Однако стремительное развитие цифровизации и увеличение количества информационных систем, которые внедряются без соответствующих тестирований на стадии подготовки и зачастую приводят к необходимости частых внесений изменений, влечет за собой проблемы во взаимодействии государства с гражданами, бизнес-сообществом. В частности, одним из наиболее острых проблем в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателей является процесс информатизации таможенных процедур. В настоящее время вопросы у бизнеса возникают с запуском интеграционной системы, разработка которой ведется без предварительного обсуждения с бизнес-сообществом. Из-за отсутствия четкого плана перехода, бизнес не может заранее подготовиться к изменениям, что приводит к серьезным затруднениям. Документы обрабатываются с большими задержками, грузовики простаивают, убытки растут. Также есть вопросы по слабому интернет-сигналу, из-за которого случаются сбои системы, а задержки при оплате таможенных платежей и налогов приводят к простою грузов и дополнительным затратам  на их хранение», — уверены парламентарии.

Они написали запрос в правительство, в котором говорят о том, что в  результате не готовности системы и многочисленных технических ошибок предприниматели несут значительные финансовые убытки. Раньше процедуры оформления транзитной декларации занимали несколько минут, в настоящее время по новой системе может занимать более полутора часов. Цифровизация государственного администрирования должна способствовать упрощению процедур и сокращению бюрократических барьеров, а не создавать новые препятствия для бизнеса.

В связи с этим сенаторы просят принять следующие меры по нормализации ситуации, а именно:

  1. Провести комплексный анализ текущих проблем по всем информационным системам и обеспечить оперативное их устранение.
  2. Обеспечить информирование бизнес-сообщества об итогах тестирования каждого функционала с составлением реестра проблем участников внешнеэкономической деятельности, возникающих в работе с информационной системой и отчетов об их решении.
  3. Обеспечить устранение всех технических ошибок, информация о которых поступает от предпринимателей по всем каналам обратной связи.
  4. Разработать и внедрить систему оперативного реагирования на обращения предпринимателей в случае возникновения проблем при работе с информационными системами.

В Казахстане создадут Совет по управлению Национальным фондом

Какие задачи социально-экономического развития стоят перед ВКО на первое полугодие 2025 года