Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин в своем выступлении на правительственном заседании отметил, что НДС – это один из ключевых источников пополнения бюджета, составляющего 25% от общей доли. Повышение и дифференциация ставки НДС до 16% позволит уменьшить зависимость бюджета от волатильных нефтяных доходов, усилить сберегательную функцию Национального фонда и финансировать приоритетные государственные проекты.
Серик Жумангарин добавил, что от уплаты НДС будут освобождены производители сельскохозяйственной продукции. В том числе и юридические лица. Тогда как сейчас их платежи составляют всего 30% от положенного НДС. Таким образом, вся продукция – картофель, помидоры, лук, капуста, произведенная в Казахстане, будет более конкурентоспособна.
Кроме того, предлагается установить пониженную ставку для сферы здравоохранения — 10%. Впрочем, она может коснутся и других секторов экономики, определить которые планируется во время обсуждения с экспертным сообществом и бизнесом.
Он добавил, что сегодня лишь 4% предприятий платят НДС. Многие компании искусственно дробят бизнес, чтобы избежать налогообложения.
«Это подрывает налоговую систему и мешает нормальному зачету НДС. Поэтому предлагается снижение порога постановки на учет с 80 млн тенге до 15 млн тенге. Создаются условия, при которых стоимость издержек дробления будут превышать выгоды от дробления. Это создаст равные условия для бизнеса, предотвратит схемы уклонения. В этом вопросе мы ориентируемся на международный опыт. В большинстве стран развитой и развивающейся экономики порог по НДС либо значительно ниже, либо отсутствует вовсе», — добавил вице-премьер.
В качестве примера был представлен опыт Канады, Южной Кореи, скандинавских странах, государств Восточной Европы и ближайших соседей, таких как России, Узбекистана, Кыргызстана, где пороги ниже, чем в Казахстане.
Кроме того, предлагается пересмотреть режим розничного налога.
Предложенные изменения позволят добиться роста налоговых поступлений в размере 4-5 трлн тенге ежегодно. Эти средства помогут сократить зависимость от Национального фонда, снизить уровень государственного долга, направить дополнительные ресурсы на развитие инфраструктуры, агропромышленного комплекса, обрабатывающей промышленности и обороны.
«Важно отметить, что возможный инфляционный эффект от повышения налогов будет краткосрочным и исчерпается в течение года. Дополнительная инфляция ожидается в размере 2,5-3», — отметил Серик Жумангарин.