Об этом сообщил руководитель Антикоррупционной службы по ВКО Денис Шакенов. Так, установлены три факта умышленного занижения местными исполнительными органами гарантийных сроков до одного года по договорам среднего ремонта автодорог, хотя согласно законодательству они должны составлять от двух до шести лет.
— Ярким примером этого является договор по среднему ремонту уличных дорог села Маркаколь, на общую сумму 59 млн тенге, где срок гарантийных обязательств составил лишь один год. Более того, по восьми договорам о государственных закупках на сумму 1,8 млрд тенге гарантийные сроки по обеспечению эксплуатации автодорог вовсе не указаны. Например, отдел ЖКХ Катон-Карагайского района заключил договор на средний ремонт автомобильной дороги «Согорное – Балык-Асу» на сумму 341 млн тенге, при этом отсутствуют сроки гарантийных обязательств. По данному вопросу Антикоррупционной службой даны рекомендации об увеличении гарантийных сроков: для строительства, реконструкции и капитального ремонта — не менее 5 лет, для среднего ремонта — не менее 3 лет, — отметил Денис Шакенов.
Также в ходе анализа были выявлены факты проведения среднего ремонта без наличия ведомственной экспертизы технической документации. Национальный центр качества дорожных активов в 2023 году дважды отказал отделу ЖКХ Глубоковского района в проведении экспертизы проектно-сметной документации на ремонт дороги «Въезд в с. Уварово» из-за несоответствия техническим и сметным требованиям. Несмотря на это, в сентябре 2023 года был заключен договор на ремонт дороги стоимостью 46 млн тенге, и определенный объем работ был выполнен и оплачен в октябре этого же года.
Такая ситуация может свидетельствовать о коррупционных рисках при заключении договора и создает условия для выполнения подрядчиком работ, не соответствующих установленным требованиям.
К сожалению, на сегодняшний день за строительство дорожных объектов без ведомственной экспертизы ответственность не предусмотрена, и направлена рекомендация о внесении изменений в законодательство в части ответственности заказчиков.
Кроме того, в рамках анализа были выявлены риски, связанные с изготовлением щебеночного материала одним из дробильных сортировочных комплексов без обязательного экологического разрешения.
Например, у одного из крупных подрядчиков Восточно-Казахстанского филиала «КазАвтоЖол» в 2022 году истек срок разрешения на эмиссию в окружающую среду. Несмотря на это, компания продолжила эксплуатацию дробильно-сортировочных комплексов без экологического разрешения.
По данному факту материалы были направлены в Департамент экологии области для рассмотрения и инициирования возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. В результате Департамент экологии наложил штраф на сумму свыше 2 млрд тенге. На сегодняшний день подрядчик оспаривает это решение в судебном порядке.