в

Сенатор предлагает реформировать систему подготовки студентов на военных кафедрах

Источник фото: министерство науки и высшего образования РК

Сенатор Андрей Лукин обратился к премьеру Казахстана с предложением реформировать казахстанскую систему подготовки студентов на военных кафедрах вузов, а также позволить казахстанским студентам, обучающимся за рубежом, проходить подготовку на зарубежных военных кафедрах.

Он считает, что возникла необходимость пересмотра структуры и методов подготовки на военных кафедрах Казахстана.

В Казахстане функционирует 41 военная кафедра, где ежегодно обучается более 21 000 студентов. Подготовка офицеров запаса ведется по 85 военно-учетным специальностям, а сержантов запаса по 61 специальности. Тем не менее, по данным Минобороны, только малая часть из них осваивает программы по таким дефицитным направлениям, как кибербезопасность, геоинформационные системы и автоматизированные системы управления. К тому же для подготовки военнообученного резерва на военных кафедрах гражданских вузов ректорами нанимаются офицеры запаса или офицеры в отставке. Это вызывает сомнения о степени соответствия их квалификации задачам современной военной подготовки.

По мнению сенатора, такой подход может предполагать, что решения о найме принимаются без участия профильных военных ведомств, что ограничивает контроль за профессиональными требованиями к педагогам, а приоритет может отдаваться административным или экономическим соображениям, а не реальным потребностям военного образования.

Преподаватели – офицеры запаса или офицеры в отставке, назначаемые на должности, нередко имеют ограниченный опыт в актуальных и дефицитных областях военной науки, таких как, стратегическое планирование или высокотехнологичные виды вооружений, считает сенатор.

Кроме того, преподаватели часто не соответствуют профилю военных дисциплин, которые они ведут. Отсутствие строгой системы подбора преподавателей по направлениям приводит к тому, что предметы могут преподавать специалисты, не имеющие прямой квалификации в данной области. Например, преподаватели с общим военным опытом могут вести дисциплины, требующие узкоспециализированных знаний, таких как инженерное дело или связь.

При этом казахстанские студенты, обучающиеся в зарубежных гражданских вузах, лишены возможности проходить подготовку на военных кафедрах этих стран. Во многих странах мира гражданские студенты имеют доступ к программам военной подготовки, что позволяет готовить разносторонне образованный резерв. Казахстанские студенты упускают возможность интеграции студентов в международные военные сообщества и обмена опытом, указывает сенатор.

Он предлагает внедрить требования обязательной ротации действующих офицеров на военные кафедры и установить систему регулярной аттестации преподавателей, закрепить обязательное соответствие квалификации преподавателей их специальностям, а также внедрить адаптированные к современности узкопрофильные образовательные программы.

В отношении студентов сенатор предлагает рассмотреть возможность заключения соответствующих соглашений с уполномоченными органами зарубежных стран, позволяющих казахстанским студентам, обучающимся в зарубежных гражданских вузах, проходить обучение на военных кафедрах учебных заведений.

Стереотипы в отношении женщин создают барьеры для экономического и политического развития Казахстана, — Маулен Ашимбаев

В детских садах Казахстана стартовал уникальный языковой проект «Тілге бойлау»