В сфере родовспоможения в Усть-Каменогорске разразился скандал. Антимонопольный комитет настаивает на том, что стоимость платной услуги по выбору врача и акушерки в Центре матери и ребёнка слишком высока. В итоге будущие мамы и их малыши могут не получить желанную и удобную для них помощь законно и с гарантией. Есть опасения, что может даже развиться подпольный рынок подобных консультаций с чёрной кассой.
В ЦМИР рассказали суть конфликта, который начался весной. Речь идёт об услуге выбора врача и акушерки для сопровождения роженицы до родов. С 32-й недели беременности женщина может выбрать для себя специалистов, которые будут наблюдать её индивидуально, выезжать к ней по необходимости, консультировать, затем они же примут роды и будут вести ребёнка до 40 дней. Стоимость такой услуги за всё время сопровождения была 120 тысяч тенге за врача и 80 тысяч – за акушерку.
Как утверждают в ЦМиР, жалоб ни на цену, ни на качество работы не было – наоборот, женщины благодарили за возможность общаться со специалистами, которым доверяют.
Молдир Аскаркызы из Усть-Каменогорска дважды воспользовалась такой услугой – в 2021 и в 2023 году.
— Оба раза я выбирала одного и того же врача-гинеколога – Салтанат Серикхановну. Я ей доверилась и была спокойна всю беременность, и роды прошли успешно. Теперь всем своим подругам и родственницам советую – это очень важно, чувствовать такую поддержку и заботу специалиста, — рассказала она.
Однако цена за такое сопровождение вызвала вопросы у госоргана.
Параллельно по обращению ЦМиР административно-процессуальный суд признаёт неверной методику расчёта, которую использовал антимонопольный комитет. Выходит, что по одному факту вынесено два разных решения. Сейчас спор между юристами продолжается.
— Сопровождение до родов было не обязательной услугой, а по желанию. Любую роженицу и так наблюдают врачи за счёт государства. Но когда будущей маме хотелось работать с конкретными специалистами, мы могли ей предложить это платно, причём с гарантией качества, по договору, с выплатой налогов. 50% суммы шло на зарплату специалистов.
— Вся проблема возникшей ситуации, что сотрудниками Антимонопольного комитета неверно применяются положения Методики определения монопольно высокой цены, что привело к неправильному расчету стоимости услуг, по которой ЦМИР должен их оказывать. Неверно определен круг потребителей услуг, которыми являются женщины фертильного возраста, а комитет определил таковыми всё население, включая мужчин, стариков и детей. Неверно также определен коэффициент рентабельности, вместо применения коэффициента для медицинских организаций, применяется коэффициент для всех других предприятий, в том числе промышленных, который нельзя сравнивать в силу разной специфики деятельности. При сравнительном анализе цен на данную услугу на товарном рынке Комитет, опираясь на указанные выше неверные выводы, выборочно взял не все регионы, схожие с ВКО, а только те, где цены ниже. Мы запросили у коллег информацию о наличии и стоимости таких услуг в других областях – Выяснилось, что в перинатальном центре Абайской области дородовое сопровождение врачом стоит 150 тысяч тенге. И таких фактов неверного применения методики множество. Монопольно высокая цена – это цена, которую должна превышать затраты предприятия для оказания услуги и уровень прибыли должен быть необоснованно высоким. А как можно об этом говорить, если предприятие уже несколько лет убыточно. Такими решениями Комитет фактически приводит предприятие к отказу от этой услуги как от убыточной, — говорит адвокат ЦМИР Жанат Аленчинов.