На портале НПА появился проект документа об утверждении четвертого периодического Национального доклада Республики Казахстан в рамках Универсального периодического обзора по правам человека. В нём написано, что само членство Республики Казахстан во второй раз в Совете ООН по правам человека (СПЧ) (2022–2024 годы) является свидетельством ее твердой приверженности делу поощрения и защиты прав человека.
Доклад подготовлен министерством юстиции совместно с другими государственными органами, Комиссией по правам человека при президенте, Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте, а также при активном участии гражданского общества, учреждений ООН, Парламента и ученых. В докладе отмечается необходимость воплощения в жизнь концепции «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.
В частности там указано, что начиная с 2021 года, концептуальные меры, которые правительство Казахстана планирует принять, впервые систематизированы и определен календарь их реализации в соответствующих Планах правительства РК – Плане первоочередных мер в области прав человека и Плане дальнейших мер в области прав человека и верховенства закона. Системный пакет мер ориентирован на решение широкого спектра задач, в том числе в части прав граждан с инвалидностью, жертв торговли людьми, бытового насилия, борьбы с пытками, прав граждан в орбите уголовного законодательства, ликвидации дискриминации в отношении женщин и др.
«14 июня 2022 года в Казахстане создан Национальный Курултай, новая общественная площадка и консультативно-совещательный орган при президенте, заменяющий Национальный Совет Общественного Доверия. Цель нового института — формирование единой институциональной модели общественного диалога и укрепление взаимодействия между властью и народом. В состав Национального Курултая включены представители всех регионов страны, представляющие широкий спектр мнений и взглядов. Кроме того, Курултай состоит из 117 представителей политических партий, Ассамблеи Народа Казахстана, депутатов парламента, крупных отраслевых объединений бизнеса, медицины, образования, науки, культуры, спорта, молодежных организаций, а также членов региональных общественных советов. Граждане страны также могут принять участие в работе Курултая через онлайн-платформу — мобильное приложение «Qurultay», где можно отправить предложения в секретариат Национального Курултая. На сегодняшний день действует Координационный Совет по взаимодействию с НПО при Министерстве культуры и информации РК. Совет состоит из 88 членов, из которых 37 представляют гражданское общество. Общественные советы из 3888 граждан Казахстана, включая советы при местных и центральных государственных органах, активно работают над актуальными вопросами и проводят общественные слушания и мониторинг деятельности в регионах», — говорится в документе.
Также доклад содержит информацию о том, что Казахстан придерживается нулевой терпимости к пыткам. Преступления за пытки выделены в отдельную статью УК. Ужесточены наказания за преступления, связанные с пытками. Так, пытки (ст.146 УК) отнесены к категории тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы за применение пыток увеличен с 10 до 12 лет. Отменено освобождение от уголовной ответственности за пытки на основании амнистии, срока давности, раскаяния и примирения сторон.
«Введена альтернативная последственность при расследовании заявлений о пытках, разработана методика расследования пыток на основе Стамбульского протокола, и создан электронный учет лиц, доставленных в правоохранительные органы. Детализирован процесс доставления и задержания подозреваемых. Введены «Правила Миранды» о разъяснении прав при задержании, доступе к адвокату, медицинской помощи. Открыто более 500 «прозрачных» кабинетов для допросов с видеофиксацией, мониторы которых выводятся в фойе, дежурную часть и кабинет прокурора. Прокурор наделен полномочиями незамедлительного освобождения незаконно задержанных лиц».
Кроме того, в Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года закреплен принцип нулевой терпимости ко всем видам бытового насилия. Усилена административная и уголовная ответственность за бытовое насилие. Определены конкретные сроки административного ареста. С 19 мая в отдельные статьи Уголовного кодекса, связанные с причинением тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, ввели квалифицирующий признак «Совершение деяния в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного» (ст.106 УК, ст. 107 УК). С июля 2023 года полиция перешла от заявительного характера регистрации таких преступлений к выявительному. С 1 июля 2023 года примириться можно только один раз, в суде. Для обеспечения качества расследования насильственных преступлений в отношении женщин и детей во всех департаментах полиции созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы. В их состав включено более 260 следователей-женщин, а также сотрудники подразделений по защите женщин от насилия, оперативно-криминалистических, криминальной и ювенальной полиции. В соответствии с Социальным кодексом бытовое насилие относится к форме жестокого обращения и является основанием для оказания специальных социальных услуг. В стране функционируют 46 кризисных центров по оказанию специальных социальных услуг жертвам бытового насилия, в том числе в государственном секторе — 15, в рамках государственного социального заказа – 31.
Отдельно отмечены в докладе свобода слова, выражения мнения:
«Конституция Республики Казахстан признает и гарантирует право граждан на свободу мирных собраний. Наши граждане довольно активно пользуются этим правом. Одним из первых законов, разработанных в рамках данных реформ, является Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», который был принят 25 мая и вступил в силу 6 июня 2020 года. В законодательство введен уведомительный порядок проведения мирных собраний. Уведомительный порядок проведения мирных собраний предусмотрен для пикетов, митингов, собраний. Уведомление не требует какого-либо ответа от местных исполнительных органов и будет считаться согласованным по умолчанию. Кроме того, заметно сокращены сроки подачи и рассмотрения уведомлений, так в настоящий момент они составляют 5 рабочих дней для подачи уведомления и 3 рабочих дня для рассмотрения уведомления. Таким образом, одиночные пикеты можно проводить в любом месте, у любого объекта, в том числе и у зданий центральных государственных органов, местных исполнительных органов, что позволит гражданам быть услышанными органами власти. Законом предусмотрено, что специализированные места будут определены в центральных частях населенных пунктов, будут соответствовать требованиям безопасности. Основная цель установления специализированных мест – возможность быть услышанными органами власти. В 2023 году по республике поступило 2204 уведомлений на проведение мирных собраний, из них одобрено 242, в то время как в 2018 и 2019 годах до принятия Закона всего было проведено 5 и 30 разрешенных мирных собраний, т.е. количество мирных собраний увеличилось с момента вступления Закона в силу».