Высшая аудиторская палата Республики Казахстан опубликовала своё заключение к отчёту правительства РК об исполнении бюджета за 2023 год. В документе подчёркивается, что глава государства поставил задачу по удвоению экономики к 2029 году, что потребует стабильного экономического роста на уровне не менее 6% годовых. Это означает переход Казахстана с группы стран с доходами выше среднего уровня в группу стран с высоким уровнем доходов, что требует качественных структурных изменений в экономике. Однако с 2014 года реальный среднегодовой темп роста ВВП замедлился на уровне 4-5%. По оценкам Всемирного Банка динамика и качество экономического роста Казахстана будут все больше зависеть от повышения производительности труда. Если не будет роста производительности труда, рост ВВП на душу населения в течение следующего десятилетия будет незначительным (не более 0,4% в год). Слабая связь между ростом ВВП и занятостью населения подтверждается данными Международной организации труда: в Казахстане рост ВВП на 1% генерирует 0,23% роста занятости населения.
«По показателю доли трудовых доходов в ВВП, Казахстан отстает от среднего показателя по странам со средним уровнем дохода (верхняя группа) (в 2021 году – 49,7%) от стран G-20 (в 2021 году – 54,4%) и G-7 (в 2021 году – 59%), стран Западной Европы (в 2021 году – 61,4%) и Прибалтийских государств (в 2021 году – более 50%). Среди стран – членов ЕАЭС Казахстану уступает только Кыргызстан (в 2021 году – 33,7%). Казахстан по показателю годовой инфляции в 2023 году (9,8%) лидирует среди стран ЕАЭС (в Армении дефляция 0,6%, в Беларуси инфляция на уровне 5,8%, в Кыргызстане инфляция — 7,3%, в России инфляция — 7,4%). Индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) в декабре 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил 109,8%, в том числе на платные услуги — 12,4%, непродовольственные товары — 9,1%, продовольственные товары — 8,5%, товары и услуги — 9,8%. Значительное влияние на уровень инфляции оказали рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) (13,9%), в том числе обслуживание и ремонт жилых помещений (8,6%), холодная (22%) и горячая (23,4%) вода, вывоз мусора (33,2%) и водоотведение (28,8%). Кроме того, в конце 2023 года существенно выросли тарифы на центральное отопление (26,1%) и электроэнергию (19,9%), а также рост цен на аренду жилья (8,1%)», — указано в опубликованном документе.
Кроме того, внутренняя инфляция в Казахстане традиционно зависит от ряда факторов, среди которых низкий уровень конкуренции на отдельных товарных рынках, импорт продовольственных и непродовольственных товаров, высокие тарифы на услуги ЖКХ. В отчете правительства практически не раскрываются актуальные аспекты социального благополучия среднестатистического казахстанца, констатируется механическое освоение средств и количественное достижение показателей результатов. Требование Бюджетного кодекса по оценке экономического эффекта от заявляемых расходов в отчете правительства в полной мере не раскрыто. Представленные как достигнутые социальные и экономические эффекты от реализации бюджетных инвестиционных проектов, субсидирования, увеличения и (или) пополнения уставного капитала являются неизмеримыми, обобщенными и обезличенными, а по ряду расходов и вовсе отсутствуют. Все это обосновывает назревшую необходимость стандартартизации всех аспектов качества жизни населения, как ключевого ориентира стратегического и бюджетного планирования. В Заключении к отчету правительства за 2022 год ВАП было рекомендовано разработать казахстанский стандарт качества жизни в разрезе ключевых социальноориентированных отраслей и регионов экономики для обеспечения четкой корреляции бюджетных расходов, макроэкономической и отраслевой политики с социально-экономическими эффектами ИКЖ. На сегодняшний день данная рекомендация МНЭ реализована частично в виде Системы регионального стандарта, в которой обоснованно приводится расчет индекса качества жизни по альтернативной методике, но не прослеживается требуемая интеграция с социальной эффективностью бюджетных расходов. По мнению ВАП необходим единый национальный стандарт (индекс) качества жизни населения для измерения и оценки влияния расходов государственного бюджета на благосостояние среднестатистического казахстанца. В свою очередь, МНЭ рекомендуется принять во внимание результаты альтернативных методик по расчету уровня и качества жизни при планировании бюджета.
Рекомендации по совершенствованию концептуальных подходов к использованию средств Нацфонда:
1) создание условий стабильного нормативного правового регулирования использования Нацфонда на среднесрочный период;
2) выделение трансфертов из Нацфонда осуществлять с привязкой к контрцикличному подходу (бюджетное правило), предусматривающему увеличение государственных расходов в периоды экономического спада; сдерживание расходов государства (рост накоплений Нацфонда) при наступлении циклов экономического роста;
3) выделение трансфертов из Нацфонда на критически важные инфраструктурные проекты должно осуществляться только в случае невозможности их реализации за счет рыночных механизмов, государственночастного партнерства, заемных средств или путем перераспределения бюджетных средств.
В конечном счете, концептуальные подходы использования средств Нацфонда должны быть направлены на установление макроэкономической стабильности за счет стабилизации экономического роста, бюджетных расходов, инфляции и обменного курса.
«За 2023 год поступления в республиканский бюджет (с учетом поступлений займов) составили 24 644,8 млрд тенге или 99,4% к плану. Неисполнение сложилось в объеме 140,4 млрд тенге. По сравнению с 2022 годом поступления увеличились на 4 468 млрд тенге или на 22,1% за счет увеличения налоговых поступлений на 2 885,6 млрд тенге (на 28,8%) и поступлений займов на 1 313 млрд тенге (на 32,5%). В структуре доходов республиканского бюджета значительную долю занимают налоговые поступления в объеме 12 912,4 млрд тенге, c ростом на 28,8% к уровню 2022 года (10 026,8 млрд тенге). Несмотря на номинальный рост поступлений в бюджет страны в целом (ГБ+НФ) отмечается их снижение по отношению к ВВП до 19,5% против 20,5% в 2022 году. Учитывая мировой опыт и текущие макроэкономические показатели развития бизнеса в стране, ВАП считает целесообразным усилить администрирование, принять конкретные меры, направленные на сокращение теневой экономики, создать условия для максимально открытого ведения деятельности налогоплательщиками, упростить налоговые процедуры путем оптимизации от форм налоговых отчетностей до налогового контроля и т.д».