Утилизационный сбор и первичная регистрация – часть мер по регулированию ввоза и эксплуатации автомобилей. Утилизационный сбор был введен в 2016 году. С тех пор он стал предметом споров, где на одной стороне стремление к экологической устойчивости и развитию казахстанской автомобильной промышленности, на другой – риски навредить экономике своей страны.
В первую очередь, введение утилизационного платежа и сбора за первичную регистрацию существенно повлияло на обновление отечественного автопарка, отмечается в сообщении комитета промышленности министерства промышленности и строительства. Количество автотранспорта старше 10 лет снизилось и, в свою очередь, увеличилась доля автомобилей младше 3 лет.
Этот фактор привел к повышению безопасности на дорогах. В 2022 году вследствие дорожно-транспортных происшествий пострадало более 15 тысяч человек, в сравнении с годом ранее показатель вырос на 8,9%. Тогда как в ноябре 2023 года было зарегистрировано 13,2 тыс., это на 1,5% ниже показателя прошлого года.
Также в 2022 году в Казахстан привезли более 350 тыс. старых автомобилей, однако производственные показатели в отечественном автопроме увеличились на 20%, а продажи выросли на более чем 40%. В прошлом году показатели реализованных автомобилей выросли на 30,2%, произведенных – на 60,2%, что можно назвать лучшим результатом в истории казахстанского автопрома. Эти цифры демонстрируют не только повышенный спрос на новые автомобили, но и потенциал развития внутреннего рынка.
Кроме того, положительный тренд развития казахстанского автомобилестроения поддерживается открытием новых заводов совместно с крупными транспортными компаниями, предприятий по производству автокомпонентов.
Обновление автопарка положительно воздействует не только на безопасность дорог, это отражается на стремлении улучшить качество жизни граждан, предоставив возможность выбрать более безопасные автомобили с лучшей системой безопасности, говорится в сообщении комитета.