Министерство транспорта РК на портале НПА опубликовало проект приказа об утверждении Комплексного плана развития морской инфраструктуры, включающей, в том числе формирование порта Курык как логистического кластера на 2024 — 2029 годы. Заметим, что морские порты Актау, Курык и Баутино расположены в казахстанском секторе Каспийского моря в точке пересечения нескольких международных транспортных коридоров. По данным ведомства, портовая инфраструктура представляет собой комплекс терминальных мощностей пропускной способностью 21 млн. тонн грузов в год. Состоит он из: нефтеналивного терминала проектной мощностью 7,5 млн. тонн, обеспечивающего перевалку сырой нефти и нефтепродуктов; зерновых терминалов – 2 млн. тонн, с единовременным хранением до 82,5 тыс. тонн зерновых; сухогрузных терминалов – 3,5 млн. тонн, предназначенных для обработки генеральных, тарно-штучных и негабаритных грузов; универсального терминала – 2 млн. тонн; паромного комплекса – 6 млн. тонн, способного принимать автомобильные и железнодорожные паромы.
В настоящее время в порту Курык реализуется проект Многофункционального морского терминала «Саржа», который обеспечит увеличение терминальных мощностей по зерновым, генеральным, контейнерным, насыпным и наливным грузам. Имеются все виды подъездных путей, техническая оснащенность портов (портальные и мобильные краны, перегрузочная техника и другое) позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы широкой номенклатуры сухих, генеральных, наливных, негабаритных (проектных) грузов, а также накат/выкат повагонных грузов и грузовых автотранспортных средств. Режим работы морских портов круглогодичный.
Номенклатура грузов: зерновые культуры, нефть и нефтепродукты, металлические изделия, удобрения, химическая продукция, ТНП и прочие, а также транзитные грузы, следующие с Востока на Запад, с Севера на Юг и обратно в направлении Ирана, Турции, России, Азербайджана, Туркменистана.
На сегодняшний день проводится работа по созданию цифровой экосистемы для обеспечения безбумажных перевозок грузов через Казахстан, целью которого является повышение транзитного потенциала путем ускорения процедур оформления грузов, автоматизации бизнес-процессов, а также развития интеграционного и электронного взаимодействия участников.
« Для интеграции морского транспорта в международные транспортные коридоры необходимо решение задач морской отрасли в направлении цифрового судоходства, снижения административного бремени и повышения эффективности морской транспортировки. Заинтересованными государственными органами и участниками перевозочного процесса проводится работа по внедрению цифровых технологий в бизнес-процессы и созданию информационных систем, которые являются элементами механизма «единого окна» (подсистемы, функциональные части API). Проведены интеграции между информационными системами для обмена данными в части предварительного информирования (АО «НК «АМТП», АО «KTZ Express», ЗАО «Бакинский Международный Морской Торговый Порт») с целью ускорения перевозочного процесса», — сказано в проекте.
Не все участники перевозочного процесса имеют IТ решения или только находятся в процессе их внедрения, также существующие разрозненные информационные системы слабо связаны между собой. Внедрение цифровых технологий в морских портах предполагает проведение интеграций между различными информационными системами/предоставления модуля АРМ (автоматизированные рабочие места) для создания Системы по совместному использованию данных. Кроме того, в целях развития трансказахстанских коридоров, АО «НК «ҚТЖ» ежегодно рассматривает и принимает конкурентоспособные тарифные условия в транзитном сообщении с учетом конъюнктуры рынка, в том числе на Транскаспийском международном транспортном маршруте (далее – ТМТМ). АО «НК «АМТП» готово установить плату на 2024 год на перевалку грузов в контейнерах, в том числе с томатной пастой, по направлению Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа в размере:
- — 20-футовый контейнер – 60 долл. США за 1 контейнер (без учета НДС);
- — 40-футовый контейнер – 80 долл. США за 1 контейнер (без учета НДС), при условии предоставления аналогичных ставок на перевалку по вышеуказанному маршруту со стороны порта Баку (Алят), а также скидок на перевозку со стороны ж/д операторов по территории КЗХ, АЖД, ГЖД и Турции.
Порт Курык готов рассмотреть возможность предоставления льготных условий для грузоотправителей/грузоперевозчиков при наличии гарантированного объема груза.
№ Вместе с тем, для реализации крупных инвестиционных проектов планируется выделение бюджетного кредита АО «Банк Развития Казахстана» на срок не менее 20 лет со ставкой вознаграждения для конечного заемщика не более 7 % годовых на реализацию проектов по обновлению морского транспорта (в том числе перегрузочной техники и оборудования), а также строительству/модернизации инфраструктуры. Несмотря на проводимые мероприятия, направленные на развитие морских портов появляются новые задачи, решение которых требует принятия безотлагательных мер: 1. Снижение уровня Каспийского моря наблюдается с 1998 года на 1,5 метра, за последние 3 года (2019-2022 гг.) уровень моря снизился на 72 см. Данный фактор отражается на работе морских портов в плане недозагрузки судов. Например, нефтяной танкер вместимостью 12 тыс. тонн, в настоящее время загружается не более 10 тыс. тонн, а сухогрузные суда 6,5 тыс. тонн с проходной осадкой 4,6 м, загружаются до предела 4,3-4,4 м проходной осадки судна с недозагрузкой 450-500 тонн. В связи с этим возникает необходимость проведения дноуглубительных работ в акватории морских портов и подходных каналах», — говорится в документации.
По данным министерства, для обеспечения бесперебойной производственной деятельности порта Курык необходимо наладить качественное обеспечение района необходимыми инженерными коммуникациями: энерго-, газо- и водоснабжения, а также доступ к услугам сотовой связи. Кроме того, в целях развития туристского кластера в Каспийском регионе на судостроительном заводе г. Астрахань строится круизный лайнер «Петр Великий», который российской стороной планируется запустить в рамках морского круиза между городами Актау и Астрахань. Запуск морского круиза требует готовности портовой и сервисной инфраструктуры Мангистауской области для принятия круизных судов, включая морской вокзал, причал для пассажирских судов, морской пункт пропуска (визово-миграционный, таможенный и другие виды контроля).
Комплексным планом предусматривается:
- развитие транспортно-логистической инфраструктуры путем строительства и реконструкции терминальных мощностей морских портов с доведением объема перевалки грузов с 21 млн. тонн до 32 млн. тонн в год;
- развитие логистики (сервиса) международных перевозок через морские порты; развитие цифровизации на транспорте.
Основные результаты Комплексного плана направлены на: решение задач государства в сфере морского транспорта и развитие экономики; полноценное использование транзитного потенциала страны; эффективное развитие транспортной инфраструктуры на казахстанском побережье Каспийского моря. Реализация Комплексного плана позволит в ближайшие 5 лет создать на базе морских портов Актау и Курык развитый транспортно-логистический кластер, путем развития не только морской инфраструктуры, но и региона. В частности поднятия социального уровня (создание новых рабочих мест), а также малого-среднего бизнеса.
Финансирование Комплексного плана будет осуществляться за счет государственного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.