В агентстве по регулированию и развитию финансового рынка рассказали о механизме урегулирования просроченной задолженности граждан по банковским займам и микрокредитам.
«В 2023 году в агентство рассмотрело свыше 59,4 тыс. обращений от граждан и юридических лиц. Анализ обращений показывает, что большинство обращений потребителей финансовых услуг – это, непринятие кредиторами мер по урегулированию просроченной задолженности граждан: по банковским займам и микрокредитам (53% и 29%, соответственно)», — сообщил директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Александр Терентьев.
По выявленным нарушениям с начала 2023 г. агентство применило в отношении финансовых организаций 224 мер и вынесло 159 административных взысканий на сумму порядка 189,9 млн тенге.
В целях защиты прав потребителей финансовых услуг с 1 октября 2021 года действует единый законодательный порядок урегулирования кредитными организациями задолженности неплатежеспособных заемщиков – физических лиц.
С 2022 года агентство провело работу для практического применения единого правового режима банками и МФО, на еженедельной основе были организованы онлайн-встречи с финансовыми организациями во всех регионах Казахстана. В результате банки и микрофинансовые организации по требованию Агентства актуализировали внутренние нормативные документы, которые учитывают обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности по займам и микрокредитам по заявлению заемщика. Также банки и МФО, по поручению Агентства, усилили информационно-разъяснительную работу с использованием всех средств коммуникации, были открыты дополнительные горячие линии для консультации заемщиков по теме реструктуризации кредитов.
«На сегодняшний день введенный единый и обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности позволил изменить условия договоров 1,1 млн заемщикам, из них с начала 2023 г. кредиторами проведена реструктуризация займов 586 тыс. заемщиков (237 тыс. заемщиков банков, 349 тыс. заемщиков МФО)», подытожил Александр Терентьев.