в

Энергетического машиностроения в Казахстане не существует, хотя оно обязано быть, — депутаты мажилиса

Депутаты мажилиса парламента от фракции «Ак Жол» обратились к премьер-министру страны с утверждением, что в Казахстане фактически не существует энергетического машиностроения, и это необходимо срочно исправлять.

«14 июня т.г. на фоне крупных коммунальных аварий в разных регионах, Демпартия «Ак жол» направила депутатский запрос о необходимости организации отечественного энергетического машиностроения. Мы указывали, что традиционные производители из Украины и России в условиях ведущейся войны не смогут гарантировать своевременность поставок, тогда как другие варианты дороже и не всегда технологически совместимы с нашими объектами», — указано в запросе.

При этом депутаты возмущены ответом правительства на июньский запрос:

«14 июля т.г. был получен ответ правительства, который не выдерживает никакой критики. Например, нам сообщили, что объем рынка машиностроения составляет 10 трлн тенге, из которых 1,5 трлн занимает отечественное производство. Но к машиностроению относятся разные отрасли – производство нефтегазового, горного, металлургического оборудования, локомотивов, вагонов, автомобилей, комбайнов. А про собственно энергетическое оборудование – в ответе Правительства нет ни цифры. Далее. Правительство утверждает, что «Сегодня энергетическое машиностроение в стране представлено в основном производством двигателей и турбин». Но почему-то самим отечественным машиностроителям ничего не известно о таком производстве. Если мы ошибаемся – то хотелось бы узнать о таких героях, пожать им руки».

По мнению депутатов, энергетического машиностроения, как серийного производства ни промышленных двигателей, ни турбин, в Казахстане не существует, есть лишь мощности по их ремонту. Для перехода к производству нужны конкретные меры, включая открытую информацию о потребностях каждого крупного субъекта энергетики, планах закупок, внедрение долгосрочных офтейк-контрактов, а также трансферт технологий и локализация производства, о чем и сказал глава государства, обоснованно отделив энергетическое машиностроение от электротехнического, — считают они.

«В то же время, выделяемые государством и привлекаемые монополистами от потребителей по программе «Тариф в обмен на инвестиции» более полутриллиона тенге создают устойчивый платежеспособный спрос для создания новой отрасли машиностроения. Получив такой импульс, данная отрасль смогла бы и в дальнейшем обеспечивать текущую модернизацию энергосистемы, а также освоить рынки центрально- азиатского региона», — указано в запросе.

Депутаты предлагают правительству «срочно приступить к организации энергетического машиностроения, с учетом предложений бизнеса, в частности — разработать типовое соглашение о промышленной сборке для энергетического оборудования, а также меры поддержки по линии Фонда развития промышленности и офтейк-контрактов со стороны монополистов».

Объем мирового рынка контрафакта составляет около 5% от глобального ВВП — Минюст РК

Депутаты мажилиса требуют обязательной установки SOS-кнопки в автомобили в Казахстане