ЮНЕСКО призывает правительства организовать подготовку преподавателей, чтобы обеспечить человеко-ориентированный подход к использованию генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в образовании. С этой целью ЮНЕСКО опубликовала первое в мире Руководство по использованию генеративного ИИ в образовании и научных исследованиях, призванное устранить допущенные ранее ошибки.
Генеративный искусственный интеллект – это тип искусственного интеллекта, который может создавать новый контент и идеи, включая текст, изображения, видео и музыку.
В первых разделах руководства ЮНЕСКО объясняется, что такое генеративный ИИ и как он работает. В последующих разделах подробно рассматриваются противоречия вокруг генеративного ИИ и их последствия для образования, в частности то, как он усугубляет цифровое неравенство.
Возрастное ограничение
В руководстве ЮНЕСКО изложены семь основных шагов, которые должны предпринять правительства для регулирования генеративного ИИ и создания политической базы для его этичного использования в образовании и исследованиях, в том числе путем принятия глобальных, региональных или национальных стандартов защиты данных и конфиденциальности.
В нем также устанавливается возрастное ограничение в 13 лет для использования средств ИИ в классе и содержится призыв к подготовке преподавателей по этому вопросу.
Управление генеративным ИИ в учебном процессе
О генеративном искусственном интеллекте общественность узнала в ноябре 2022 года, когда было запущено приложение ChatGPT, ставшее самым быстро развивающимся приложением в истории. Благодаря способности генерировать текст, изображения, видео, музыку и программные коды, использование инструментов генеративного ИИ влечет за собой серьезные последствия для образования и научных исследований.
Образовательный сектор в значительной степени не готов к этической и педагогической интеграции этих быстро развивающихся инструментов.
Недавно проведенный специалистами ЮНЕСКО глобальный опрос более 450 школ и университетов показал, что лишь около 10 процентов из них имеют институциональную политику и официальное руководство по использованию генеративных приложений ИИ, что в основном объясняется отсутствием национальных нормативных актов.
В июне 2023 года ЮНЕСКО предупредила, что использование генеративного ИИ в школах происходит слишком быстрыми темпами при тревожном отсутствии общественного контроля, проверок и регулирования.