В своём запросе на имя главы правительства Алихана Смаилова они пишут, что поводом для него стала складывающаяся в мире геополитическая ситуация, нарастание военных конфликтов, отражающих актуальность и значимость мобилизационной подготовки.
«Любое государство в мирное время проводит комплекс мер, направленных на постоянное управление государством в военное время. За последние несколько лет Казахстан провел ряд мероприятий, положительно влияющих на обороноспособность и национальную безопасность страны. Вместе с тем, существует ряд вопросов, требующих проработки и решения», — уверены сенаторы.
По данным парламентариев, в соответствии с законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации» мобилизационные органы (подразделения) непосредственно подчиняются первому руководителю государственных органов и организаций. Однако на практике во многих государственных органах за мобилизационными органами (подразделениями) наблюдают вице-министры, руководители аппаратов, заместители, а за мобилизационную подготовку государственного органа отвечает первый руководитель.
«В этой связи в целях соблюдения норм вышеназванного закона необходимо утвердить руководство мобилизационными органами (подразделениями) первого руководителя государственного органа. На сегодняшний день в мобилизационных подразделениях государственных органов наблюдается высокий дефицит квалифицированных специалистов в области мобилизационной подготовки. В связи с этим необходимо усилить подготовку и переподготовку кадров. В соответствии с мобилизационным планом устанавливаются мобилизационные поручения и мобилизационные заказы государственному органу. Однако в организациях, где установлены мобилизационные заказы, не всегда достаточно производственных, финансовых, складских возможностей для выполнения мобилизационных заказов. Таким образом, при установлении мобилизационных заказов важно провести полный анализ материально-технических и финансовых возможностей организации», — пишут составители запроса.
Также представители сената считают, что в связи с отсутствием заинтересованности в формировании номенклатуры и объема хранения материальных ценностей государственного материального резерва, государственные органы представляют широкий перечень потребностей, которые в полном объеме не могут быть заложены в мобилизационный резерв. Установленные для Министерства по чрезвычайным ситуациям лимиты и выделяемые бюджетные средства не содержат необходимого уровня обеспеченности мобилизационного резерва. В связи с этим теряется приоритетность приобретения материальных ценностей в мобилизационный резерв и общий процент накопления мобилизационного резерва не достигает установленного объема.
В настоящее время в целях совершенствования действующего законодательства в области гражданской защиты депутатами парламента разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гражданской защиты», в котором предлагается различать функции по формированию и хранению материальных ценностей мобилизационного резерва между государственными органами. Для этого заказчики предлагают определить государственные органы, исходя из возложенных на них мобилизационных поручений по приобретению, хранению и выпуску их в порядке обновления, заимствования и бронирования.