в

Казахстан будущего: развитие отраслей экономики, бизнес-климат и инвестиционная привлекательность

Что ждёт эти сферы в ближайшие пять лет по мнению экономистов? Мы продолжаем цикл публикаций о том, как экономисты видят развитие страны в среднесрочной перспективе. До этого мы рассказывали вам о прогнозах в отношении показателей денежно-кредитной политики, макроэкономической стабильности, показателях платёжного баланса, социальной сферы и многом другом. Тут мы писали о факторах экономического роста при базовом сценарии развития страны, о том, что есть три сценария развития и все они основаны на нефти. А здесь можно прочитать об этом прогнозе в общих чертах.


Итак, по мнению экономистов, важнейшей составляющей новой экономической политики станет эффективная индустриальная политика с акцентом на технологическую модернизацию предприятий, развитие конкурентоспособных экспортоориентированных производств и инфраструктуры. Государственная политика развития агропромышленного комплекса будет реализовываться в рамках Концепции развития АПК на 2021-2030 годы и Национального проекта по развитию АПК на 2021-2025 годы, направленных на повышение конкурентоспособности отрасли      путем повышения производительности труда в два с половиной раза, увеличения экспорта продукции АПК в два раза и обеспечения СЗПТ отечественного производства.

За счет активизации разъяснительной работы среди землепользователей и усиления контроля за выполнением требований земельного законодательства будет обеспечена диверсификация в растениеводстве. Это оптимизация площадей моно-, водоемких культур (рис, хлопок) и расширение альтернативных высокорентабельных культур (масличных, зернобобовых, крупяных, зернофуражных, овощебахчевых, кормовых и др.), что будет способствовать увеличению их производства.

Для совершенствования селекционно-племенной работы будет широко внедряться в производство методика ДНК-анализа и геномной оценки животных. Будут приняты системные меры по ускоренному развитию мясного скотоводства с использованием опыта развитых стран и привлечением стратегической транснациональной компании. Продолжится работа по развитию сети молочно-товарных ферм и мощностей по производству мяса птицы.

Развитие нефтегазового сектора направлено на повышение объемов добычи нефти на крупных месторождениях, а также обеспечение потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах, диверсификацию экспортных маршрутов транспортировки нефти.

Функционирование газовой отрасли будет осуществляться в рамках Комплексного плана развития газовой отрасли до 2030 года.

В рамках реализации политики энергетической безопасности разработан энергетический баланс страны до 2035 года. Целевое видение развития энергетической мощности направлено на генерацию электрической энергии, строительство новых электростанций и поддержание существующих мощностей. В рамках развития атомной промышленности изучаются возможности инвестирования в стадии дореакторного ядерного топливного цикла, которые могут обеспечить долгосрочный и значительный рост добавленной стоимости. Дальнейшее развитие угледобывающий промышленности будет направлено на сохранение объемов добычи угля за счет расширения программ по комплексной глубокой переработке угля, а также производства дизельного топлива и других жидких синтетических продуктов из угля. В горно-металлургической промышленности будет увеличено количество конкурентоспособных производств, расширена номенклатура и увеличена доля продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью с привлечением МСБ. Также будут модернизированы действующие предприятия со снижением ресурсо- и энергоемкости, повышена производительность труда, продолжится работа по развитию инноваций по технологиям извлечения и комплексной переработки сырья, а также расширению и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Развитие отрасли машиностроения будет способствовать удовлетворению потребностей внутреннего рынка и расширению экспорта за счет увеличения производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Развитие автомобильной промышленности и производство автокомпонентов станут фундаментом для машиностроения. В строительной отрасли акцент будет сделан на импортозамещение и формирование конкурентоспособного отечественного рынка строительных материалов.

Для снижения уровня теневой экономики, развития разных форматов торговли (торговые сети, рынки и другие форматы цивилизованной торговли) и достижения высоких показателей в сфере внутренней торговли будет пересмотрена государственная политика финансовой и нефинансовой поддержки отрасли, направленная на стимулирование развития на основе партнерства государства и бизнеса. Кроме того, разрабатывается концепция законопроекта о развитии торговой деятельности и на законодательном уровне проводится работа по стабилизации цен на СЗПТ, регулированию торговых рынков и усилению ответственности за реализацию некачественной или контрафактной продукции на торговых рынках. Для продвижения отечественной продукции на внутреннем рынке будет проработан законодательный запрет на недобросовестные торговые практики.

Бизнес-климат и конкуренция

В целях формирования максимально благоприятных и стимулирующих условий для активизации предпринимательской деятельности и привлечения частного капитала в условиях новой экономической реальности будут внедрены новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с «чистого листа». Они предусматривают совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства, внедрение принципа «1 in 2 out» (внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих), создание реестра обязательных требований, автоматизацию отчетности и риск-анализа в контроле, совершенствование государственного контроля (переход от проверок к профилактическим мероприятиям, введение новой формы контроля «расследования»).

Новыми принципами взаимодействия государства и бизнеса станут соблюдение условий установления требований, недопустимость введения неоправданных регуляторных требований для субъектов предпринимательства, системность и последовательность государственного регулирования, преемственность ранее принятых решений, а также повышение доверия государства к субъектам предпринимательства.

Для автоматизации отчетности, оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора в 2022 году будет проведена интеграция информационных систем, по которым предоставляется автоматизированная отчетность. В 2023 году будет обеспечена цифровизация неавтоматизированной отчетности, системы оценки и управления рисками.

В целях повышения ответственности монополистов и доверия потребителей к субъектам, оказывающим коммунальные услуги, на постоянной основе будет проводиться работа по повышению прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и обеспечению контроля над целевым использованием средств потребителей.

Инвестиционная привлекательность

Инвестиционная политика страны направлена на стимулирование и диверсификацию притока инвестиций, что является главным условием роста и развития экономики, а также повышения благосостояния населения.

В целях определения нишевых проектов и привлечения инвесторов будут определены приоритетные товары средних и верхних переделов.

Для обеспечения автоматизации бизнес-процессов по мониторингу и сопровождению инвестиционных проектов, а также своевременного выявления проблемных вопросов и оперативного их решения на базе АО «НК «Kazakh Invest» будет создана единая инвестиционная платформа.

На ежегодной основе будет формироваться Национальный доклад по инвестициям, включающий в себя анализ трендов мировой экономики, оценку итогов полученных результатов и инвестиционного рейтинга регионов, а также системные предложения по дальнейшему улучшению инвестиционного климата страны. Все ключевые области привлечения инвестиций будут охвачены новой Концепцией инвестиционной политики до 2025 года по трем основным направлениям: модернизация уже заключенных Соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций для адаптации к глобальным тенденциям мировых потоков прямых иностранных инвестиций; содействие росту инвестиционной активности частного сектора; раскрытие инвестиционного потенциала экономики.

Бюджетная инвестиционная политика

Она будет направлена на реализацию целей и задач, определенных документами Системы государственного планирования, ежегодными посланиями президента РК народу Казахстана и поручениями президента РК.

Приоритетными для бюджетных инвестиций будут отрасли, имеющие мультипликативный эффект на рост экономики и занятости. Для создания базы по реализации долгосрочных задач государства будут продолжены структурные реформы в экономике и завершены инициативы государства по созданию социальной, индустриально-инновационной инфраструктуры и повышению качества государственных услуг населению.

Ключевыми направлениями бюджетных инвестиций будут:

  1. Диверсификация экономики и инфраструктурное-инновационное развитие посредством поддержки экономической активности смежных отраслей экономики, в том числе путем раскрытия промышленного потенциала, развития сельского хозяйства, транспортно-логистического комплекса, ЖКХ для повышения самодостаточности экономики и продвижения несырьевого экспорта.
  2. Обеспечение безопасности граждан через финансирование мер по предотвращению природных явлений и техногенных аварий, строительства и модернизации объектов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК.
  3. Модернизация социальной сферы путем финансирования национальных проектов в сфере образования и науки, здравоохранения, туризма и занятости.
  4. Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций, в том числе за счет финансирования национальных проектов и программных документов в сфере цифровизации.

Цифровизация и инновации

Развитие цифровых технологий, использование новых тенденций информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, повышение уровня цифровой грамотности, внедрение широкополосной связи являются главными приоритетами при формировании конкурентоспособной страны. В целях развития цифровизации отраслей экономики будет продолжена политика развития стартап движения, инновационных IT-компаний, привлечения иностранных инвестиций, а также продвижения IT-культуры среди школьников и студентов. Кроме того, реализация Национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» повлияет на укрепление и развитие ряда направлений в сферах ИКТ, инновации и цифровизации.

Для минимизации цифрового неравенства между городом и селом, формирования условий для экономической активности населения будет создана современная инфраструктура, основанная на новых телекоммуникационных технологиях. Для обеспечения труднодоступных и удаленных сельских населенных пунктов планируется предоставить возможность операторам связи осуществлять передачу трафика по линиям электропередачи. Данная возможность позволит обеспечить доступ к сети интернет в сельских населенных пунктах, где имеются линии электропередачи. Также продолжится развитие технологий мобильной связи пятого поколения 5G, которая обеспечит высококачественный интернет для наращивания производственных мощностей и создания условий для формирования «цифровой экономики».

Стартовал первый этап капитального ремонта Риддер ТЭЦ

КНБ РК сообщил об изъятии оружия и боеприпасов, в том числе и похищенных в январе 2022 года