back to top

Общественные советы в Восточном Казахстане: формальность или реальный инструмент влияния

Вообще общественные советы заявлены государством как канал обратной связи между гражданским обществом и исполнительной властью. Они собирают замечания к проектам нормативных актов, проводят общественные слушания и формируют рекомендации. На практике же эффективность этих институтов вызывает споры. Одни считают их рабочим инструментом контроля и консолидации общественного мнения, другие формальностью с ограниченными ресурсами и влиянием на ключевые решения.

Что такое общественные советы и для чего они созданы

Говоря сухим канцелярским языком, общественные советы в Казахстане были оформлены нормативно с целью расширения общественного участия, повышения прозрачности и обсуждения решений власти до их утверждения. Законодательная база и аналитические обзоры описывают основные функции советов: анализ проектной документации, общественные слушания и подготовка рекомендаций, публичный мониторинг исполнения решений. В ряде исследований отмечается, что институт потенциально может улучшить подотчётность власти, но требует ясных процедур и ресурсов для реализации своих полномочий. К тому же недостаточная осведомленность граждан о деятельности общественных советов напрямую отражается на уровне их участия в общественных обсуждениях и, как следствие, на эффективности самих советов. При этом в Казахстане, как и в ряде других стран, данные структуры ограничены в финансовых и организационных ресурсах, что не позволяет им системно заниматься исследованиями и мониторингом. Отсутствие развитых цифровых механизмов взаимодействия с населением дополнительно усиливает разрыв между советами и гражданами, закрепляя низкий уровень общественной вовлеченности.

Активность в Восточном Казахстане

Общественный совет ВКО регулярно проводит заседания и слушания. Например,  в 2025 году есть зафиксированные итоги и протоколы заседаний 29 января, 7 апреля, 10 октября и ряд протоколов общественных слушаний по экологическим проектам в августе–сентябре 2025 года. Кстати, в плане работ на год текущий у Совета значится: обсуждение проектов бюджетных программ администратора бюджетных программ, программ развития территорий, выполнения бюджетных программ администратора бюджетных программ, программ развития территорий, отчетов исполнительных органов о достижении целевых индикаторов и отчетов администратора бюджетных программ о реализации бюджетных программ, об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), о поступлении и расходовании денег от благотворительности. Также на повестке обсуждение проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, дача рекомендации по НПА, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам совершенствования государственного управления и организации прозрачной работы государственного аппарата, включая соблюдение норм служебной этики. Разработка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан. И даже заслушивание отчета акима Восточно-Казахстанской области,  руководителя Департамента полиции  региона о результатах их работы. И главное — обсуждение проекта областного бюджета. Акимат публикует планы работы и отчёты, что формально подтверждает постоянную деятельность совета в регионе. Эти материалы позволяют проследить повестки от экологических разрешений до социальных программ.

Когда советы реально влияли на решения

Среди последних примеров, протоколы общественных слушаний по корректировке проектной документации «Өскемен Водоканал» и другим инвестиционным проектам, где обсуждались экологические последствия и локальные компенсационные меры. В протоколах зафиксированы вопросы населения и рекомендации совета, которые затем отражались в уточнённых требованиях к проектам. Это свидетельствует о конкретном воздействии на процедурном уровне (корректировка проектной документации, требования к мониторингу).

Ресурсы, полномочия, коммуникация

Несмотря на активность, исследования и социологические опросы указывают на системные ограничения: у общественных советов недостаточно юридических рычагов для принуждения органов власти к выполнению рекомендаций; часто не хватает финансирования и кадровой поддержки; результаты работы не всегда доводятся до широкой публики, поэтому граждане не всегда знают о реальном эффекте деятельности советов. Аналитические обзоры Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан и региональные социологические исследования фиксируют эту картину и призывают к институциональным реформам.

Взаимодействие с акиматом и публичная отчетность

Акимат ВКО системно публикует протоколы и планы, что создаёт основу для прозрачности, однако качество публичной отчётности различается: иногда доступны формальные итоги заседаний без подробных приложений или списка последующих мер. Если брать за пример работу Общественного совета ВКО, то в прошлом году, если судить по их отчёту, было проведено 10 заседаний и рассмотрено 63 проектов нормативных правовых актов, из которых: решений маслихата области – 28, постановлений акимата области –35. С участием членов Общественного совета ВКО и его комитетов организованы и проведены следующие мероприятия: 6 заседаний Политического клуба; 40 выездных заседаний комитетов в городах и районах ВКО; 26 выездных общественных рейдов по объектам; 6 виртуальных лекториев для членов территориальных общественных советов, сельских акимов и активистов и 2 семинара для членов городов и районов ВКО.

Гражданские инициативы и экспертная среда: консолидация или разрыв?

На местном уровне происходят форумы и инициативы, где общественные советники и активисты выступают с предложениями и критикой, иногда примеры гражданских форумов в Усть-Каменогорске демонстрируют вовлечённость участников. В то же время эксперты отмечают, что советы часто состоят из представителей НПО и общественных деятелей, близких к власти, что снижает разнообразие мнений и способность критически влиять на решения. Это создает эффект «консолидации внутри системы» вместо широкого общественного диалога.

Как оценивать «реальность влияния»

Для оценки реального влияния нужно соединять несколько источников: официальные протоколы (что было предложено), последующие решения власти (что изменилось в документах), полевые интервью и локальные расследования (как повлияли изменения на людей). В ВКО есть необходимые элементы (протоколы, планы, публичные слушания), но часто не хватает независимых кейсов отслеживания исполнения рекомендаций в срок и в полном объёме. Всё это мешает дать однозначный вердикт о системной эффективности.

Как повысить роль общественных советов

Нам кажется, что было бы неплохо законодательно закрепить обязательную форму ответа от органов власти на каждую рекомендацию ОС с указанием сроков исполнения и ответственных. Обеспечить бюджетное и методическое сопровождение советов (секретариат, экспертиза). Ввести независимый мониторинг исполнения рекомендаций и публичную «доску прогресса». Расширить вовлечение локальных сообществ и обеспечить медийную прозрачность результатов. Эти меры отражаются в рекомендациях аналитических обзоров и в международной практике развития институтов общественного контроля.

Восточно-Казахстанский опыт показывает: общественные советы работают не только как декоративный институт. Есть факты реальных обсуждений и случаев корректировки проектов благодаря слушаниям и рекомендациям совета. Вместе с тем системных препятствий (ограниченные правовые рычаги, скудность публичной отчётности, дефицит ресурсов и недостаточная вовлечённость широкой общественности) достаточно, чтобы говорить о неполной реализации потенциала. Для того чтобы диалог с властью в ВКО стал устойчивым инструментом влияния, необходима комбинация юридических гарантий, прозрачности исполнения и устойчивой институциональной поддержки. И только тогда советы смогут перейти от «формальности» к роли драйвера общественных изменений.

Новые статьи

Министр иностранных дел Казахстана принял Посла Южной Кореи

Министр иностранных дел Республики Казахстан Ермек Кошербаев принял Посла Республики Корея Чжо Тэ Ика по случаю завершения его дипломатической миссии. Глава внешнеполитического ведомства высоко оценил...

В Усть-Каменогорске откроют несколько крупных катков

Катки и ледовые горки будут обустроены в популярных местах отдыха Усть-Каменогорска. В настоящее время некоторые ледовые поля только ждут заливки, на других горожане уже...

В Усть-Каменогорске перед праздником в течение двух дней будут проводить ярмарки

В честь Нового года в областном центре сельскохозяйственные ярмарки проведут в субботу и в воскресенье 27-28 декабря.. Традиционно ярмарки проведут сразу в нескольких районах города....

В Усть-Каменогорске некоторые жители многоэтажек нарушают правила пожарной безопасности

Жители нескольких домов по улицам Потанина, Пермитина и другим нарушают правила пожарной безопасности. Проблема заключается в том, что некоторые граждане хранят в подъездах, на...