С 1 января 2026 года в Казахстане вступит в силу новый Налоговый кодекс. Основная цель экономических реформ в нём отражённых, по официальной версии, сделать систему налогообложения более эффективной и справедливой, снизить административную нагрузку и усилить цифровизацию работы налоговых органов. Многие аспекты оспаривались предпринимателями ещё на этапе обсуждения, но, тем не менее, вошли в принятый вариант документа. На брифингах и встречах с предпринимателями специалисты Департамента госдоходов ВКО уже сообщали о ключевых изменениях: рост НДС, дифференциация КПН, новая прогрессивная шкала ИПН. А затем провели семинар с налоговыми агентами, аналитиками и представителями бизнеса, где подробно рассказали о нормах реформы, цифровых сервисах и мерах по работе с налоговой задолженностью. Но до сих пор не все отдают себе отчёт в том, что же изменится. Мы расскажем.
Это страшное слово — НДС
Итак, по словам разработчиков, объём налоговой отчётности сократится на 30 %, а само число налогов примерно на 20 %. Базовая ставка НДС вырастет с текущих уровней до 16 %. Порог обязательной регистрации по НДС снижается: с прежних значений до 10 000 МРП. Всего 43 миллиона тенге. И это, пожалуй, главная неприятность для МСБ. Впрочем, введены льготные НДС-ставки: 5 % с 2026 года и 10 % с 2027 года на медикаменты и медицинские услуги. Также от этого налога освобождаются некоторые социально значимые услуги. Например, те, что предоставляются в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.
Прогрессивная шкала ИПН и перемены в КПН
Индивидуальный подоходный налог тоже ждут изменения. Вводится прогрессивная шкала ИПН: до 8 500 МРП ставка 10 %, доходы выше 15 %. Увеличен базовый налоговый вычет: вместо прежних 14 месячных расчетных показателей будет 30 МРП. При этом доходы пенсионных выплат освобождаются от ИПН. Что касается корпоративного подоходного налога, то общая ставка КПН сохраняется на уровне 20 %, но введена дифференциация: 25 % для банков и игорного бизнеса; и льготные ставки для социальной сферы и сельского хозяйства (3-5-10%). Обещают, что упростится механизм расчёта авансовых выплат. Налоговые органы сами будут начислять авансы, которые уплачиваются ежемесячно как 1/12 от суммы за предыдущий год.
Новая головная боль
Это, конечно же специальный налоговый режим. Вместо прежних семи остаётся три: для самозанятых, режим с упрощённой декларацией и для фермеров. Для самозанятых: доход до 300 МРП в месяц, ИПН — 0 %, уплата социальных платежей через мобильное приложение. Для заявителей упрощённой декларации: годовой порог дохода 600 000 МРП, ставка ИПН 4 %, регионы могут изменять ставку (например, от 2 % до 6 %). В Усть-Каменогорске, например, депутатский корпус принял решение установить её в размере двух процентов.
Об этом сообщил председатель городского маслихата VIII созыва Александр Светаш:
«Депутатами маслихата был рассмотрен вопрос о снижении ставки при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации. Он был обсужден вместе с Ассоциацией предпринимателей, а также на совещании с акимом города и везде получил поддержку. Благодаря совместным слаженным действиям акимата, депутатов и предпринимателей, уже в конце октября текущего года было принято решение о понижении ставки специального налогового режима на основе упрощенной декларации по городу с 4% до 2%. Данное решение позволит в 2026 году снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Позволит им свободные средства вкладывать в развитие, также обеспечить стабильную выплату заработной платы и, надеюсь, это скажется на сдерживании цен на продукты первой необходимости и услуги, которые оказываются непосредственно населению».
Ожидается, что аналогичные вопросы будут рассмотрены в маслихатах всех районов и городов Восточно-Казахстанской области. И скорее всего представительные органы не будут оставлять самый высокий процент, прекрасно понимая то, что МСБ может не потянуть увеличившуюся налоговую нагрузку. Другой вопрос, что делать тем, кто работает с крупными налогоплательщиками, ведь они не смогут включать в вычет сделки с теми ИП, кто работает на СНР. Уже сейчас многие крупные игроки отказываются работать с теми, кто не хочет переходить на общеустановленный режим и их можно понять. Здесь выбора нет – хотите работать по-прежнему, меняете режим налогообложения и платите больше государству, заодно нанимая бухгалтера.
Далее, вводится интегрированная ИТ-система налогового администрирования, которая объединит семь действующих систем. Упрощается возврат НДС: предусмотрен автоматизированный контроль через электронные счета-фактуры (ЭСФ). А взыскание задолженностей по налогам будет происходить поэтапно: для небольших долгов уведомления и пеня, для крупных более серьёзные меры. В Департаменте государственных доходов по Восточно-Казахстанской области подчёркивают нюансы взыскания налоговой задолженности: при долге свыше 45 МРП возможен арест имущества, а свыше 27 000 МРП – ограничение выезда за границу. В то же время для бизнеса с временными трудностями предусмотрена возможность отсрочки и рассрочки без залога.
Возможности и риски для бизнеса в ВКО
В плюсы можно записать снижение административной нагрузки. За счёт цифровизации и интеграции ИТ-систем предприниматели получат более простое взаимодействие с налоговыми органами, меньше форм отчетности и ускорённые процессы сдачи деклараций. Если, конечно, всё это будет работать так, как обещают. Прогрессивная шкала ИПН и рост базового вычета в теории стимулируют более равномерное налогообложение между низко- и высокодоходными гражданами, что могут приветствовать работники и предприниматели. Льготная ставка КПН для социального сектора и сельхозпроизводителей открывает возможности для региональных предприятий, особенно в сельской местности Восточного Казахстана. Возможность рассрочки и отсрочки без залога даст шанс компаниям, испытывающим временные финансовые трудности сохранить устойчивость.
Рисков, несомненно, больше. Увеличение базовой ставки НДС до 16 % и снижение порога регистрации может увеличить налоговую нагрузку, особенно для бизнеса с большими оборотами и тех, кто ранее не регистрировался на этот налог. Будут и сложности с цифровизацией, ведь многим компаниям придётся обновлять учётные системы, интегрировать их с новыми ИТ-платформами налоговой. А это потребует не только времени, но и инвестиций. Не всё так однозначно и с СНР. Ограничения и новые пороги для специальных налоговых режимов могут лишить некоторых предпринимателей упрощённого режима, особенно если их деятельность попадает под «запретительные» списки. Что касается взысканий, то хотя механика взыскания и рассрочена, для компаний с крупной задолженностью остаётся риск суровых мер (арест имущества), особенно если не будет налажен диалог с налоговыми органами.
Рекомендации для предпринимателей
Думается, что налоговая реформа открывает для бизнеса Восточно-Казахстанской области, как значительные возможности, так и новые риски. С одной стороны, цифровизация, прогрессивная шкала ИПН и дифференциация корпоративных налогов создают условия для более справедливой и прозрачной налоговой системы. С другой, повышение НДС, ужесточение режима СНР и необходимость перестройки учётных систем потребуют от бизнеса серьёзных усилий и желания всё это делать.
В первую очередь эксперты советуют провести аудит текущего налогового статуса. Проверить, попадает ли ваш бизнес под один из новых специальных режимов (СНР), и оценить целесообразность перехода или сохранения текущего режима. Затем пересмотреть учётные системы и начать подготовку к интеграции с новой ИТ-системой налоговых органов, протестировать выгрузки, обучить бухгалтерию. Следом стоит провести сценарное моделирование налоговой нагрузки: при повышении НДС, смене режима, переходе на общий режим и т. д. И самое основное – наладьте диалог с Департаментом госдоходов. Участвуйте в семинарах, задавайте вопросы региональным специалистам ДГД, запрашивайте письменные разъяснения по спорным пунктам. При этом не забывайте следить за новыми правилами взыскания, при необходимости оформлять рассрочку/отсрочку заранее, чтобы избежать тяжелых мер реагирования.


