Согласно опросу, проведённому в 2024 году Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК, 91% граждан были осведомлены о существовании законодательного акта, регламентирующего права потребителей в нашей стране.
В региональном разрезе наибольшая осведомлённость наблюдалась среди жителей Западно-Казахстанской, Костанайской и Кызылординской областей: по 95% респондентов в каждом из регионов. Наименее осведомлены оказались жители Восточно-Казахстанской области: всего 87% опрошенных.
Что касается конкретных прав, о которых знают граждане: 31% респондентов известно о праве на качество, 30% — о праве на возмещение причинённого вреда. Ещё 12% отметили осведомлённость о праве на возмещение морального вреда, по 5% — о праве на безопасность, на получение информации и на создание общественных объединений. Помимо этого, 4% респондентов знают о праве на взыскание штрафа.
Что касается соблюдения прав потребителей в стране, 74% респондентов оценивают текущую ситуацию положительно, 16% — как среднюю, 5% затруднились ответить, а ещё 5% не удовлетворены положением дел. Годом ранее отличную оценку дали 73% респондентов, среднюю — 12,8%, неудовлетворительную — 4,1%, затруднились с ответом 10,1%.
Наиболее удовлетворены ситуацией по урегулированию вопроса прав потребителей со стороны государства жители Туркестанской (92%), Абайской (90%) и Акмолинской (88%) областей. При этом вариант ответа «неудовлетворительно» чаще всего встречался в Акмолинской области (11%), а также в Шымкенте и Атырауской области (по 10% в каждом из регионов).
В то же время 74% респондентов считают, что благодаря государственному урегулированию права потребителей стали соблюдаться лучше. Ещё 6% отметили ухудшение ситуации, 11% считают, что ничего не изменилось.