в

Сенаторы предлагают расширить использование «скрытого» патрулирования на дорогах

Премьер-министр страны получил из парламента запрос об обеспечении безопасности дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий. В нём указано, что проблема безопасности дорожного движения актуальна не только в Казахстане, но и во всем мире. Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий на дорогах придают задаче обеспечения дорожного движения государственную значимость. Современное законодательство Казахстана содержит достаточно широкий перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу дорожного движения, выстроенную на принципах приоритета жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими интересами, преобладание государственной ответственности за безопасность, учет интересов общества и системный подход к обеспечению безопасности на дорогах.

Тем не менее, по данным Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, за 12 месяцев 2024 года в стране зарегистрировано 31 597 дорожно-транспортных происшествий, рост составляет 98,9% (15 886), количество травмированных возросло на 109% (с 19 554 до 40 873), также отмечает рост погибших на 1,4% (с 2 543 до 2 579). Возросло число пострадавших детей: раненых на 133,7% (с 4 342 до 10 149) и погибших на 3,5% (с 317 до 328).

Текущее положение, по мнению парламентариев, требует значительных усилий для разработки современных методов обеспечения безопасности дорожного движения. Это требует комплексного подхода, включающего совершенствование законодательства, усиление ответственности, повышение эффективности государственного контроля и качества подготовки водителей.

Сенаторы озвучили ряд следующих проблемных вопросов:

Низкий уровень подготовки водителей. По информации Генеральной прокуратуры, 96% всех дорожно-транспортных происшествий (30 323 происшествия) произошли в результате нарушений Правил дорожного движения (далее — ПДД). Значительная часть водителей, допускающих нарушения, не обладают достаточными знаниями и навыками управления транспортными средствами, что обусловлено пробелами в системе подготовки и контроля за автошколами.

На сегодняшний день в стране функционируют 374 автошколы, однако их деятельность фактически остается вне надлежащего государственного контроля. В результате, во многих случаях учебный процесс носит формальный характер, а выпускники автошкол не получают необходимой подготовки для безопасного вождения. По данным Государственного кредитного бюро, каждый пятый водитель (23 491 из 126 003), получивший страховые выплаты в связи с ДТП, имеет стаж вождения менее двух лет, что подтверждает высокий уровень аварийности среди начинающих водителей.

Дополнительную обеспокоенность вызывает факт систематического нарушения процедуры получения водительских удостоверений. В отдельных случаях в специализированных центрах обслуживания населения (ЦОНах) выявлены факты незаконной выдачи водительских удостоверений без прохождения обучения и сдачи экзаменов.

Ситуация усугубляется отсутствием условий для объективного контроля качества подготовки водителей. В большинстве ЦОНов отсутствует или находится в неисправном состоянии необходимая техника для сдачи экзаменов, в том числе автомобили, автобусы и грузовой транспорт. Это не только снижает эффективность аттестации водителей, но и создает предпосылки для коррупционных схем.

В запросе отмечено, что необходимо принять меры по совершенствованию системы подготовки и аттестации водителей, включая:

  • ввести государственный контроль за учебными организациями по подготовке водителей транспортных средств;
  • пересмотреть порядок сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения, включая введение испытательного срока для новых водителей;
  • обновить учебные программы автошкол, сделав акцент на безопасность и культуру поведения на дороге;
  • внедрить обязательные курсы для новых водителей через 6 месяцев после получения удостоверения;
  • ввести периодическую переаттестацию водителей (к примеру, каждые 10 лет) с проверкой знаний ПДД и практических навыков;
  • передать контроль за выдачей водительских удостоверений МВД;
  • открыть специализированные ЦОНы и автодромы во всех крупных городах, городах областного значения и районных центрах.

С целью снижения аварийности и повышения безопасности дорожного движения предлагается:

  • обеспечить строительство разноуровневых пешеходных переходов, освещения и тротуаров в населенных пунктах, через которые проходят республиканские дороги;
  • ускорить строительство объездных дорог вокруг крупных городов, расположенных на транзитных маршрутах;
  • пересмотреть методику прогнозирования интенсивности дорожного движения на 20 лет вперед, так как текущие показатели устаревают уже через 5 лет после сдачи дорог в эксплуатацию;
  • разработать единую цифровую систему учета аварийности и транспортных показателей для выявления наиболее опасных участков дорог;
  • внести изменения в национальные стандарты для внедрения современных пластиковых сигнальных столбиков и предупреждающих знаков;
  • ускорить установку противоослепляющих экранов на республиканских трассах;
  • запретить установку рекламных конструкций в полосе отвода дорог.
  • рассмотреть вопрос о проверке правильности установления дорожных знаков и нанесения дорожной разметки на местных и республиканских дорогах во всех населенных пунктах страны.

Также депутаты требуют усиление контроля и наказания за нарушения нарушений правил дорожного движения. Согласно статистике МВД, 90% ДТП происходят по вине водителей, что подтверждает необходимость усиленного контроля и профилактики нарушений ПДД. Несмотря на принимаемые меры, уровень аварийности остается высоким, а последствия ДТП нередко приводят к гибели и травмам участников дорожного движения. В этой связи требуется комплексный подход, включающий цифровизацию контроля, ужесточение санкций и совершенствование законодательных норм.

В 2024 году зафиксировано 1,4 млн нарушений ПДД, что на 80% больше, чем в предыдущем году. В результате усиленного контроля задержано 2 тыс. водителей в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также привлечено к административной ответственности 32 тыс. пешеходов за нарушение ПДД. На сегодняшний день 25 тыс. камер автоматической фиксации позволяют выявлять 78% всех нарушений. Дополнительно 290 патрульных автомобилей оснащены радарами, а в 10 регионах страны внедрено «скрытое» патрулирование с использованием служебного и общественного транспорта. В Алматы, Атырау, Актобе, ВКО, Костанайской, Мангистауской и Туркестанской областях применение дронов позволяют фиксировать превышение скорости, выезд на встречную полосу, опасные маневры, а также предотвращать аварии с участием домашних животных, своевременно выявляя их приближение к проезжей части.

Современные вызовы требуют комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения. В этой связи предлагается:

  • расширение использования «скрытого» патрулирования;
  • расширение перечня нарушений, фиксируемых в автоматическом режиме;
  • интеграция информационных систем для автоматизации штрафных санкций;
  • введение дифференцированной ответственности для водителей, допускающих систематическое нарушение ПДД с учетом количества нарушений за определенный период (к примеру, 10 и более), зафиксированных техническими средствами;
  • введение обязательного направления на пересдачу теоретического экзамена по ПДД для водителей, имеющих систематические нарушения, зафиксированные техническими средствами.

Проект «Salyq кэшбэк»: вознаграждение за фискальные чеки — распространят и на Усть-Каменогорск

Изменения в системе выдачи ваучеров на признание профессиональных квалификаций могут ввести в Казахстане