в

Развитие транспортно-логистического потенциала страны обсудили мажилисмены на правительственном часе

Источник фото: АО «НК «ҚазАвтоЖол»

В мажилисе прошел правительственный час по вопросам развития транспортно-логистического потенциала страны, сообщает пресс-служба палаты. Заседание прошло под председательством вице-спикера Палаты Альберта Рау, о состоянии отрасли доложил министр транспорта Марат Карабаев.

Марат Карабаев сообщил, что грузооборот через Казахстан по направлению Запад-Восток на сегодня составляет 216 млн тонн, а с Севера на Юг – 206 млн тонн, что в денежном выражении превышает 1 трлн долларов США. Более 93 процентов объема грузов перевозится водным транспортом, 4 процента – по железной дороге.

– Сейчас существует два динамично развивающихся транзитных коридора. Первый – Транскаспийский международный транспортный маршрут. Его пропускная способность составляет 6 млн тонн. Объем перевозок по коридору за последние 4 года увеличился с 800 тыс. тонн до 4,1 млн тонн. За это время сроки доставки грузов сократились с 58-60 дней до 13-15 дней. Второй – международный транспортный коридор «Север – Юг». Основная доля объема грузов сформирована в России и предназначена для перевозки в страны Персидского залива. Общая пропускная способность составляет 10 млн тонн в год, – сказал министр транспорта.

Он также пояснил, что на сегодня через территорию страны проходят 13 международных коридоров, пять из которых относятся к железнодорожным и восемь – автомобильным перевозкам. По этим маршрутам в прошлом году перевезено 32 млн тонн транзитных грузов. Министр отметил, что к 2030 году стоит задача довести объем перевозок до 74 млн тонн с увеличением в 2,3 раза.

– В этом году отремонтировано 1401 км дорог. До 2029 года будут проведены ремонтные работы на 11 тыс. км железнодорожных участков. Из них на 2800 км завершены соответствующие работы, – доложил глава Минтранспорта.

По словам Марата Карабаева, к 2030 году планируется увеличение транзитного пассажиропотока до 1,5 миллиона человек, грузоперевозочной мощности аэропортов до 730 тысяч тонн в год, расширение авиапарка до 119 самолетов, что позволит увеличить транспортную мощность в 2,2 раза.

Председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов в содокладе напомнил, что Глава государства поручил до 2029 года качественно реконструировать более 4 тысяч километров автомобильных дорог. По его данным, на сегодня по республике лишь 31 тыс. км или 44 процента дорог местного значения имеют асфальто-бетонное покрытие.  А остальные 39 тыс. км или 56 процентов – с покрытием из гравия, щебня и грунта.

– Ремонт трассы «Калбатау — Майкапшагай» ведётся с 2019 года, почти пять лет. И до сих пор не завершен. Самой большой проблемой является автодорога республиканского значения «Кызылорда – Жезказган» протяженностью 412 километров.  Необходимо ускорить завершение ремонта данного участка. Министерству необходимо принять меры по решению этих вопросов, – сказал Нуртай Сабильянов.

В ходе дальнейшего обсуждения мажилисмены подняли проблемы эффективности маршрутов «Жезказган – Бейнеу» и «Бейнеу – граница Туркменистана», коррупционных рисков при транзитных грузовых перевозках, экологических стандартов для перевозчиков и барьеров в авиасообщении, доступности интернета на автомобильных и железных дорогах, а также о мерах по обновлению транспортной инфраструктуры и другие.

Блок вопросов депутаты адресовали главе национального авиаперевозчика Питеру Фостеру и Комитету гражданской авиации. Мажилисмены передали жалобы избирателей на непрозрачную политику ценообразования на авиабилеты, задержку вылетов, неравномерное распределение маршрутов, плохое состояние аэропортового оборудования, технических средств и инфраструктуры, высокую стоимость авиатоплива, неэффективное планирование, нехватку самолетов и по другим вопросам.

В завершение Альберт Рау подчеркнул, что развитие транспортно-логистического потенциала является приоритетным направлением для экономики Казахстана на протяжении многих лет.

–  За эти годы государство вложило очень много средств в эту сферу. У нас практически не было переходов на Казахстанско-Китайской границе, не были развиты порты – все это потребовало миллиардных вложений со стороны государства. Сегодня депутаты правильно отметили, что все это должно работать на экономику страны. В то же время, мы уже не должны по каждому случаю обращаться в госбюджет, нужно рассмотреть все возможности для частных инвестиций в транспортно-логистическую сферу, – заключил вице-спикер мажилиса.

Двух казахстанцев осудили за участие в террористических организациях в Сирии

Более 18 тыс. этнических казахов получили статус кандаса с начала 2024 года