Подростки, особенно девочки, сталкиваются с растущей нагрузкой в школе и при этом получают все меньше поддержки со стороны своих семей. Об этом говорится в докладе Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Согласно результатам исследования, проведенного в Европе, Центральной Азии, а также Канаде, только 68 процентов подростков сообщают о высоком уровне поддержки со стороны семьи, что значительно меньше, чем в предыдущем исследовании, проведенном в 2018 году. При этом школьная нагрузка, по словам респондентов, резко возросла, что особенно ощущают девочки-подростки.
Почти две трети 15-летних девочек (63 процента) сообщают, что испытывают чрезмерную нагрузку (в 2018 году этот показатель составлял 54 процента), по сравнению с 43 процентами 15-летних мальчиков (40 процентов в 2018 году).
«Увеличивающаяся нагрузка на подростков – это многогранная проблема. От девочек часто одновременно ожидают высокой успеваемости и соответствия традиционным социальным ролям, в то время как мальчики могут испытывать дополнительную нагрузку из-за того, что от них требуют быть сильными и самодостаточными, что мешает им обращаться за необходимой поддержкой», сказала один из авторов доклада, Ирэне Гарсия-Мойа.
Тенденции, о которых говорится в докладе. сказываются на психическом здоровье и благополучии миллионов подростков, особенно детей старшего подросткового возраста и детей из менее обеспеченных семей.
Доклад основан на данных, полученных по результатам опроса около 280 000 подростков в возрасте 11-15 лет из 44 стран и регионов. По мнению его авторов, для эффективного решения этих проблем необходимо принимать скоординированные меры на всех уровнях – национальном, региональном и местном.
Подростки из менее обеспеченных семей сообщают о меньшем уровне поддержки по сравнению со своими более обеспеченными сверстниками. Так, только 62 процента подростков из семей с низким достатком отмечают высокий уровень поддержки со стороны семьи по сравнению с 71 процентом подростков из семей с высоким достатком.
Во многих сферах жизни подростков наблюдается значительное гендерное неравенство. Девочки реже, чем мальчики, сообщают о том, что им легко говорить с обоими родителями о тех вещах, которые их действительно беспокоят, причем в общении с отцами отмечаются более существенные гендерные различия, чем в общении с матерями.
Девочки также реже сообщают о достаточном уровне поддержки со стороны семьи и ближайшего окружения. Исключением являются отношения со сверстниками: здесь девочки поддерживают друг друга больше, чем мальчики (62 процента против 55 процентов).
В докладе подчеркивается необходимость продолжения работы по оказанию поддержки тинейджерам в преодолении последствий пандемии с целью обеспечения их социального и эмоционального благополучия.
«Сегодня подростки сталкиваются с беспрецедентными проблемами во взаимодействии со своим социальным окружением – от уменьшения поддержки дома до возрастающей нагрузки в школе, что может иметь долгосрочные последствия для их здоровья и жизненных перспектив. Эти данные должны стать для всех нас толчком к принятию неотложных мер по улучшению условий, в которых растет наша молодежь», – сказал Ханс Клюге, директор Европейского бюро ВОЗ.
В ВОЗ призывают страны к принятию скоординированных мер для решения этой проблемы, включая усиление экономической поддержки семей, формирование инклюзивной школьной среды и снижение учебной нагрузки.