Комитет национальной безопасности РК опубликовал отчёт о деятельности Республики Казахстан по обеспечению верховенства закона.
Напомним, что обеспечение верховенства права, это глобальная цель международного сообщества. Именно поэтому большинство государств развивают демократические и правовые основы в построении модели правового государства, подчиненного воле народа как источника власти. Вообще государство, основанное на правилах верховенства закона, ставит перед собой цели и задачи, предусматривающие правовую защищенность прав и свобод личности и общества. Оно базируется на следующих принципах: приоритет права; правовая защищенность человека и гражданина; разделение власти; верховенство закона; наличие гражданского общества и независимость судов.
Казахстан является участником более 70 многосторонних универсальных международных договоров в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека и 8 правозащитных конвенций ООН.
Итак, по данным КНБ РК, Казахстан планомерно реализует политические реформы, направленные на дальнейшую демократизацию страны. На сегодняшний день ключевым направлением достижения прогресса является трансформация политической системы, предусматривающая внедрение передовых международных стандартов прозрачности процесса принятия государственных решений, совершенствование многопартийной системы, развитие органов местного самоуправления, расширение участия граждан в процессе принятия решений и контроля над их реализацией, передачу определенных государственных функций в конкурентную среду и т.д.
Предложенные реформы базируются на формуле «Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство». В рамках данной формулы, с одной стороны, обеспечивается преемственность с сохранением в Казахстане президентской формы правления, с другой стороны, сделан акцент на повышение уровня участия парламента в процессе принятия государственных решений и уровня эффективности работы правительства посредством усиления его ответственности и подотчетности, прежде всего, перед обществом. Тем самым созданы основы для трансформации суперпрезидентской модели правления в сторону усиления не персоналистских, а институциональных начал в политической системе Казахстана.
В целом, говоря о содержании реформ, главой государства предложено сократить ряд полномочий президента, усилить парламент, перестроить модель его формирования, и в целом усовершенствовать избирательную систему и модернизировать выборные процессы, усилить правозащитные институты государства.
«С 1 января 2023 года в Казахстане начал свою работу Конституционный Суд, который обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории страны. Конституционный Суд является гарантом соблюдения конституционности в Казахстане. Его работа направлена на защиту конституционных прав и свобод граждан, обеспечение баланса властей и предотвращение нарушений правового порядка. Решения суда способствуют развитию демократии и законности в стране», — указано в документе.
«Право обращения в орган конституционного контроля получили все граждане, Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.
На сегодняшний день за конституционной защитой своих прав обратилось свыше трех тысяч граждан. В целом, создание Конституционного Суда стало важным шагом строительства сбалансированной системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти.
Таким образом, конституционная реформа ознаменовала начало новой эпохи в истории Казахстана. Она позволила закрепить политические преобразования последних трёх лет и заложить прочный фундамент для дальнейшего укрепления государственности», — пишут авторы отчёта.
Также в отчёте отмечается, что современная антикоррупционная политика «делает ставку» на превенцию, основываясь на партнерских отношениях с гражданским обществом, в том числе добропорядочным бизнесом.
Антикоррупционная трансформация и добропорядочность при ведении дел должны стать незыблемым стандартом. Об этом говорит ряд рекомендаций международных организаций. Одной из них является наличие комплаенс-службы, практика применения которых широко развита в корпоративном секторе международного уровня.
С учетом лучших международных практик в октябре 2020 года в Закон «О противодействии коррупции» были внесены поправки в части регламентации института комплаенс. Так, согласно внесенным поправкам в субъектах квазигоссектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб. Следует отметить, что создание данных структур для субъектов квазигоссектора является обязательством, а для частных компаний – правом. Основная миссия антикоррупционных комплаенс-служб заключается в обеспечении соблюдения организацией и ее работниками законодательства о противодействии коррупции. Вместе с тем, антикоррупционные комплаенс-службы взаимодействуют со всеми категориями регулирующих и надзорных органов, обеспечивая успешную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции.
На данный момент в стране действует порядка 6 000 антикоррупционных комплаенс-служб.
«С июля 2022 года реализуется пилотный проект по проверке на добропорядочность «Integrity Check» в отношении сотрудников и административных госслужащих Агентства и его территориальных органов. В 2022 году проведено более 500 проверочных мероприятий.
Результаты подтверждают высокий превентивный потенциал данного инструмента: 83% сотрудников Агентства прошли проверку (449 из 544); при этом 54 сотрудника, в отношении которых даже не осуществлялись проверочные мероприятия, сообщили о незаконных предложениях со стороны третьих лиц (до начала проекта таких сообщений не поступало)», — указано в документе.
В целом, в опубликованном КНБ РК отчёте много интересных данных по разным факторам верховенства закона. Он включает в себя даже гражданское и уголовное правосудие, нормативно-правовое обеспечение, порядок и безопасность и так далее. Полностью с документом можно ознакомиться на официальном сайте ведомства.