По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, доля машиностроения в структуре экономики Казахстана занимает 1,5%, а в обрабатывающей промышленности – 13%. В отрасли в настоящее время действует порядка 3,8 тыс. предприятий, число занятых составляет более 118 тыс. человек.
Если за последние пять лет средний темп роста обрабатывающей промышленности составлял 4,5%, то машиностроение показало рост в 17,6%.
По словам министра индустрии и инфраструктурного развития Марата Карабаева на заседании правительства, в рамках дальнейшего укрепления отрасли большой акцент уделяется новым проектам. Так, до 2028 года запланирована реализация 151 проекта на 1,7 трлн тенге с созданием более 24 тыс. новых рабочих мест. Среди них предприятия в сферах железнодорожного, сельскохозяйственного, электротехнического, нефтегазового, горнометаллургического машиностроения, а также автомобилестроения. В частности, в 2023 году ожидается запуск 29 проектов на 217 млрд тенге с созданием 3,5 тыс. рабочих мест.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев доложил, что в целях увеличения доли казахстанского содержания в товарах на крупных нефтегазовых проектах был создан Международный центр развития нефтегазового машиностроения. В рамках его работы определено 7 товарных групп востребованной продукции на сумму порядка $400 млн, которую в перспективе смогут поставлять отечественные производители. Для этого на крупных нефтегазовых проектах внедрены механизмы поддержки местных товаропроизводителей, среди которых «Ранний тендер», «Пробный заказ» и «Контракт в обмен на инвестиции», сообщается на сайте премьер-министра.
Премьер-министр Алихан Смаилов отметил, что за прошедшие пять лет доля машиностроительной отрасли в экономике Казахстана увеличилась в 1,5 раза, а объем производства вырос в три раза и превысил 3 трлн тенге. Только за прошлый год в отрасль было привлечено свыше $470 млн иностранных инвестиций.
«Имеются значительные возможности для экспорта нашей продукции. К примеру, общий объем импорта машиностроительной продукции стран Евразийского экономического союза за 2021 год составил $141 млрд. Мы можем увеличить свою долю на этом рынке», — считает Алихан Смаилов.
При этом актуальным вопросом является высокий уровень износа оборудования — около 40%. Состояние основных фондов требует значительной модернизации и реконструкции.
По мнению премьера, большой потенциал развития имеется и в нефтегазовом машиностроении. Сейчас объем производства в этом секторе составляет порядка $160 млн. В то же время объем импорта превышает $1,6 млрд.
«Разница, как видим, десятикратная. Ее нужно сокращать», — подчеркнул Алихан Смаилов.
Глава правительства также остановился на сельскохозяйственном машиностроении. По его словам, в настоящий момент износ парка сельхозтехники страны составляет порядка 76%. За прошлый год отечественными предприятиями было произведено свыше 15 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Однако этого недостаточно.
«Аграриям нужна новая техника! Поэтому темпы производства необходимо наращивать. Для этого у нас есть все необходимые инструменты и возможности», — сказал премьер-министр.
Вместе с тем была обозначена важность развития промышленной кооперации. Сегодня в республике успешно работают совместные предприятия с такими крупными мировыми лидерами машиностроения, как General Motors, Alstom, General Electric, Daewoo Bus, Hyundai и др.
«Благодаря поддержке государства отечественные предприятия смогут внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны путем создания постоянных рабочих мест, открытия новых и модернизации действующих производств», — сказал Премьер-Министр.
В заключение глава Правительства поручил в кратчайшие сроки согласовать Комплексный план развития машиностроения, повысить эффективность Международного центра нефтегазового машиностроения, а также проработать вопрос снижения ставки инвестиционного субсидирования с 25% до 15% на импортную сельхозтехнику, аналоги которой производятся в Казахстане.