в

Сенаторы обратились к премьеру страны с опасениями в связи с госдолгом Казахстана

«Одним из наиболее актуальных вопросов наших государственных финансов является тенденция к увеличению государственных расходов, не подкрепленных доходами, дефицита бюджета и государственного долга», — сказано в обращении сенаторов к главе Кабмина РК.

Темп роста совокупного государственного долга, включающего госдолг, гарантированный государством долг и долг по поручительствам государства, за последние пять лет составил в среднем 12%.

«Несмотря на то, что государственный долг находится на безопасном уровне и за первое полугодие 2024 года составил 21,3% к ВВП при установленном лимите в 32% к ВВП, возникает обеспокоенность его роста в абсолютном выражении», — заявляют сенаторы.

Они указывают, что только за первое полугодие текущего года госдолг вырос на 1,6 трлн. тенге и к 1 июля 2024 года составил 28,7 трлн. тенге.

Беспокойство сенаторов вызывают и вызывают растущие расходы бюджета по обслуживанию госдолга. «Так, с 2014 года они выросли с 0,6% к ВВП до 2,7% по итогам 6 месяцев 2024 года, то есть их доля в ВВП выросла в 4,5 раза. Кроме того, расходы на погашение и обслуживание госдолга в 2025 году предусматриваются в размере 6,1 трлн. тенге с ростом к 2024 году на 1,1 трлн. тенге. А это 38% от всех доходов республиканского бюджета без учета трансфертов из Национального фонда или 24% от всех расходов, отмечают они в своем обращении.

Между тем для дальнейшего интенсивного развития экономики, а также для погашения дефицита бюджета, требуется  заключение новых договоров займа. В 2025 году планируется привлечь 7,7 трлн. тенге, из них 1,3 трлн. тенге – внешние.

«Ежегодно растут суммы целевых трансфертов из Национального фонда, а также имеются факты проведения дополнительных интервенций в виде приобретения за счет средств Национального фонда акций квазигоскомпаний, которые потом в виде дивидендов направляются в бюджет. То есть такая практика допускает дискреционную бюджетную политику, которая применяется проциклично в течение экономического цикла и в результате может привести к неустойчивому росту государственных расходов, долга и, соответственно, трансфертов из Национального фонда», — считают депутаты парламента.

Они предлагают усилить мониторинг эффективности имеющихся займов и анализ целесообразности новых заимствований, а также контроль за динамикой расходов по ним, определиться с концепцией управления совокупным госдолгом страны. А также рассмотреть вопрос достаточности ограничений по заимствованию, исключая формальный характер пороговых значений государственного заимствования.

«Самрук Энерго» примет участие в модернизации Усть-Каменогорской ГЭС

С 1 января 2025 года в РК расширят перечень товаров, к которым применяется минимальный уровень цен