Депутаты хотят знать, каков экономический выхлоп на каждый потраченный тенге от создания специальных экономических зон.
Представители мажилиса страны отправили главе кабинета министров запрос, в котором отметили, что президент РК в Послании народу Казахстана 1 сентября 2022 года сказал, что была проведена оценка эффективности всех специальных экономических зон, и поручил правительству перейти к принципиально другой политике их развития. Изначально они создавались для ускоренного развития современных высокопроизводительных производств, внедрения новых технологий в отраслях экономики.
Депутаты предлагают посмотреть, что происходит на самом деле.
По их сведениям, Агентством по защите и развитию конкуренции РК был проведён анализ деятельности социально-предпринимательских корпораций во всех 20 регионах, который показал, что в большинстве областей на территории СЭЗ размещены коммерческие проекты — автомойки, рестораны, бани, АЗС, коттеджные городки. Хотя, напомним, они создавались прежде всего для создания инновационных проектов.
«За последние пять лет только в СПК «Астана» 70% участков выделено именно под строительство жилья и нежилых помещений. Участки предоставляются вне конкурсных процедур, без каких-либо критериев принятия решений, при непосредственном обращении предпринимателей в СПК или акимат. Между тем, данная практика противоречит Земельному и Предпринимательскому кодексам, запрещающим внеконкурсное выделение участков через СПК для реализации проектов, не являющихся инвестиционными (производство товара) или инновационными (создание нового продукта). При этом, несмотря на безвозмездное получение земельных участков и освобождение от налоговых и таможенных сборов, застройщики реализуют жилье по текущим рыночным ценам. Государство, в свою очередь, не выставляет застройщикам каких-либо встречных обязательств, хотя только за 2011-2020 годы они получили льгот на сумму 215 млрд тенге. Ввиду отсутствия конкурса СПК произвольно определяют стоимость участка и сумму возмещения государству. Из-за отсутствия контроля за деятельностью СПК эти используются не по назначению», — пишут они.
Народных избранников удивляет то, что два крупнейших застройщика столицы не относятся к числу монополистов. Антимонопольное ведомство установило, что доля BI Group и BAZIS на рынке не превышает 35%.
Это происходит по двум причинам.
Первая — большая часть рынка долевого строительства работает в тени. Из-за сложившейся практики антимонопольные органы проверяют лишь объекты, на которые акиматами дано разрешение. Но фактически построенных объектов втрое больше, чем по документам.
Вторая — застройщики часто продают свои квартиры через подставные частные компании, и доказать их аффилированность не всегда возможно. Поэтому пока этот рынок не будет оцифрован, меры антимонопольного контроля практически невозможны.
«С учетом изложенного предлагаем отменить внеконкурсный порядок предоставления земельных участков, в том числе через СЭЗ, за исключением производственных проектов, и регламентацию деятельности СПК в части выделения участков. И это лишь одна часть проблем функционирования СЭЗ. По экспертным оценкам, несмотря на затраченные усилия и средства, на сегодня далеко не все СЭЗ работают в должном режиме, и они не стали драйверами экономического и технологического развития страны, как планировалось при их создании», — резюмировали мажилисмены.
Они просят ответить правительство на вопросы и предоставить информацию по каждой СЭЗ.
Вопросы следующие:
- Сколько средств было выделено на создание специальных экономических зон с момента их создания? Каков экономический выхлоп на каждый потраченный тенге?
- Сколько налогов они оплачивают ежегодно, по годам?
- Какие льготы предоставляются на территории данных зон? Каков эффект от предоставляемых на территории СЭЗ налоговых льгот?
- Какова сумма содержания аппарата СЭЗ?
- Какие инновационные проекты созданы на территории специальных экономических зон, какие территории они занимают? Сколько рабочих мест было создано с их помощью?