Сенаторы обратились к премьер-министру с предложениями, которые должны стабилизировать работу городского общественного транспорта.
Общественный транспорт очень востребован со стороны казахстанцев, однако эту сферу то и дело «лихорадит» от недофинансирования, ухудшения состояния автобусного парка, оттока кадров, снижения безопасности и роста нелегальных перевозок, указывают сенаторы.
По их мнению, в нынешнем виде этот вид деятельности убыточен и невозможен без стабильного субсидирования затрат перевозчиков (оплата государством разницы между установленным регионом тарифом и фактической стоимостью проезда).
К примеру, проезд в городских автобусах города Алматы стоит 100 тенге при безналичной оплате. При этом средний уровень тарифа, согласно методике расчета, в текущем году составляет 425 тенге, то есть более чем в пять раз превышает установленную стоимость проезда. Тарифы в Астане, ВКО, Жамбылской и Костанайской областях варьируются от 85 до 100 тенге, при обоснованной фактической стоимости в 300 и более тенге.
С 2018 года объем субсидий год от года увеличивается, однако проблему это не решает – cпишут сенаторы, указывая, что параллельно росту субсидирования, растут цены и на все остальное: на топливо, запасные части и другие затраты перевозчиков.
«Длительный дефицит финансовых средств усугубил износ подвижного состава, привел к вынужденной экономии на текущем обслуживании и плановом ремонте автотранспорта, вследствие чего снизилась безопасность перевозок. Во многих городах и населенных пунктах говорить о каком-либо комфорте для пассажиров не приходится, там попросту нет альтернативы», — указано в запросе.
Кроме того, «отрасль испытывает серьезный отток профильных специалистов. Из-за нехватки водителей в некоторых автобусных парках простаивают автобусы, что вызывает скопление пассажиров и недовольство граждан. На городских маршрутах задействовано 10 525 автобусов, тогда как по данным МВД РК удостоверение категории «D» в Республике Казахстан имеют 387 713 человек. Очевидно, что люди не хотят идти в эту профессию из-за текущих условий».
«Отдельным вопросом остается привилегированное положение муниципальных автобусных парков, стабильно получающих бюджетные средства, высокодоходные маршруты и прочие административные преимущества. В то время как положение частных автобусных парков и частных перевозчиков продолжает ухудшаться», — считают сенаторы.
«В настоящее время на регулярных городских маршрутах страны функционирует 294 автобусных парка, из которых 6 находятся под государственным управлением в городах Астана, Алматы, Шымкент, Актобе, Кызылорда и Семей», — говорится в запросе.
Сенаторы предлагают правительству рассмотреть в качестве альтернативы наряду с приватизацией возможность передачи муниципальных парков на конкурентной основе в доверительное управление частному сектору, разработать информационную систему по выделению субсидий на покрытие затрат перевозчиков, обеспечить целевое использование средств, выделяемых на субсидирование социально значимых маршрутов без возможности перенаправления на другие бюджетные программы, а также принять меры по сокращению нелегального частного извоза.