В ответе на депутатский запрос по поводу ставки НДС, в кабмине ответили, что собираемость НДС в Казахстане находится на хорошем уровне. В этом случае, низкая производительность налога обосновывается низкой ставкой. В первую очередь, повышение ставки НДС даст фискальный эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет в размере 2-2,4 трлн тенге в год. Это сопоставимо с годовым объемом гарантированных трансфертов из Национального фонда в республиканский бюджет. Дополнительные доходы позволят сократить размер таких трансфертов и, как следствие, усилят сберегательную функцию Национального фонда.
«Уровень теневой экономики и ставка НДС не имеют прямой взаимосвязи. В Казахстане в 2006 году при ставке НДС в размере 15%, уровень теневой экономики к ВВП составил 19,8%, а размер теневой экономики в сфере торговли – 2,7% к ВВП. В последующие годы ставка НДС поэтапно снижалась до 12%. Однако, объем теневой экономики в торговле с каждым годом увеличивался и в 2016 году дошел до 9,2% к ВВП. 2 В 2022 году при ставке НДС в размере 12%, объем теневой экономики в сфере торговли составил 3,1% к ВВП. Несмотря на снижение ставки, уровень теневой экономики в торговле не снизился. Кроме того, несмотря на низкую ставку НДС в размере 12%, уровень теневой экономики остается в Казахстане выше (18,8% к ВВП), чем в странах Европы с высокой ставкой НДС (к примеру, в Германии ставка НДС -19%, уровень теневой экономики к ВВП – порядка 10%; в Великобритании ставка НДС – 20%, уровень теневой экономики – 11% к ВВП, в Венгрии ставка НДС – 27%, но уровень теневой экономики сопоставим с Казахстаном). Повышение ставки НДС до 16% не приведет к значительному отклонению уровня инфляции от запланированного коридора (5,5-7,5% согласно прогнозу социально – экономического развития страны на 2024-2028 гг.). Оно повлияет на уровень инфляции в пределах 1 процентного пункта.», — заверили в правительстве РК.
Кроме того, влияние на инфляцию произойдет только один раз – в год повышения ставки НДС, считают чиновники. При этом поступления в бюджет будут расти ежегодно. Повышение ставки НДС не будет иметь значительного влияния на цены на товары первой необходимости. К примеру, сельхозтоваропроизводители пользуются льготными налоговыми режимами. Для производства и переработки продовольственных товаров в Казахстане созданы выгодные условия налогообложения по НДС. Был проведен анализ налоговых поступлений по НДС в разрезе отраслей. Так, в 2022 году поступило в бюджет более 4,2 трлн тенге НДС. Из них 47,2% от налогоплательщиков в сфере торговли. Импортный НДС составил 2,5 трлн тенге, из них 1,6 трлн тенге или 65,1% уплачено налогоплательщиками, занятыми в сфере торговли. При этом, в структуре импорта Казахстана доля продовольственных товаров составила 9,4%. То есть, основная часть товаров, ввезенных налогоплательщиками в сфере торговли, не относится к продовольственным товарам. К тому же возможный рост налоговой нагрузки по ряду импортных продовольственных товаров снижает их конкурентоспособность перед казахстанскими производителями. Это даст возможность отечественным товаропроизводителям, пользующимся налоговыми льготами и субсидиями, наращивать свое производство для замещения импортных товаров.
«Таким образом, учитывая низкую нагрузку по НДС на сельхозтовары, влияние повышения НДС на стоимость продуктов питания ожидается минимальным. Оборот лекарственных средств также освобожден от НДС. Данные льготы снижают влияние повышения ставки НДС на уровень инфляции. В рамках проводимой работы по разработке проекта нового Налогового кодекса также был рассмотрен вопрос дифференциации ставки по НДС. По итогу обсуждений предлагается не дифференцировать ставку НДС. 3 Дифференциация ставки по НДС может повлечь риски роста дебетового сальдо по НДС, необходимость снижения ставки НДС на импорт аналогичных товаров в соответствии с требованиями правил ВТО, ведение раздельного налогового учета по товарам, работам, услугам, облагаемым по стандартной и по пониженной ставкам НДС. Таким образом, несмотря на применение дифференцированных ставок НДС в большинстве государств мира, НДС с единой ставкой представляется более эффективным. Также отмечаем, что в проекте нового Налогового кодекса предусматривается сместить акцент на налоговое администрирование. Планируется совершенствование системы НДС-платежей. Таким образом, новые предлагаемые меры, а также наличие льгот и специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса нивелируют все риски, связанные с повышением ставки НДС», — заключили в кабмине.